Обсуждение высказываний сторонников жестких денег, которые дополняют Мэтью Еглесисаса, Пола Кругмана, Майка Кончала и Райана Авента.
Эти критики делают хорошие выводы о взгляде на твердые деньги. Вот критика Авента:
Подход с жесткими деньгами - это ужасная экономика. Я не думаю, что это странно (или даже особенно спорно) говорить, что самая большая разница в результате Великой Рецессии и Великой Депрессии была в изменении подхода центрального банка к политике. Экономическая катастрофа была предотвращена. Более того, твердые деньги - это большая сила для неолиберализма. Кислая конъюнктура рынка труда разжигает гнев на институты капитализма и свободные рынки. А когда странам отказывают в использовании нормальной антициклической политики, они быстро прибегают к нелиберальным альтернативам, таким как тарифные барьеры.
Эти моменты часто упускаются из виду сторонниками "жестких денег". Однако для них существует еще большая проблема. Большинство сторонников "жестких денег" находятся в БДП, которая также призывает к сдержанности налогово-бюджетной политики. Считается, что твердые деньги и надежные государственные финансы необходимы для того, чтобы устойчивое восстановление закрепилось. Проблема в том, что подход "твердых денег" - что означает ужесточение денежно-кредитной политики - делает практически невозможным стабилизировать государственные расходы. Это также делает возможным дальнейшее ослабление экономики.
Откуда мы это знаем?
Во-первых, почти во всех случаях, когда ужесточение фискальной политики было связано с уверенным восстановлением монетарной политики, это компенсировало фискальную политику. В прошлом году большое внимание было уделено исследованию Альберто Ф. Алесины и Сильвии Арданьи, которое показало, что за крупным сокращением дефицита часто следовала быстрая экономическая экспансия. Однако дальнейшие исследования МВФ, а также Майка Кончала и Арджуна Джаядева показали, что это верно лишь в тех случаях, когда кредитно-денежная политика снижает процентные ставки. Ужесточение бюджетно-финансовой политики совпало с оживлением только потому, что кредитно-денежная политика была ослаблена.
Во-вторых, один из ключевых уроков последних лет заключается в том, что кредитно-денежная политика накладывает отпечаток на бюджетно-финансовую политику. Таким образом, начиная с 2008-2009 годов, когда кредитно-денежная политика фактически ужесточалась, смягчение кредитно-денежной политики не принесло ощутимых результатов. Аналогичным образом, в конце 2010 года - начале 2011 года, когда бюджетно-финансовое стимулирование было незначительным, но некоторое смягчение кредитно-денежной политики в рамках второго этапа количественного смягчения отмечалось некоторое улучшение темпов экономического оживления.
В-третьих, еще один урок, извлеченный из кризиса и Великой Депрессии, заключается в том, что если жесткая кредитно-денежная политика затягивает экономику, то это открывает возможности для более активной бюджетно-финансовой политики. Представьте себе, если бы ФРС смогла более эффективно стабилизировать номинальные расходы и тем самым предотвратить экономический коллапс в конце 2008, начале 2009 года. Было бы гораздо труднее обосновать принятие крупного пакета мер бюджетно-финансового стимулирования. То же самое можно сказать и о 1929-1933 годах. Если бы ФРС в то время не пассивно ужесточала кредитно-денежную политику, политическая поддержка бюджетно-финансовой политики и государственного вмешательства в экономику были бы гораздо меньше.
Все это указывает на то, что призывы к ужесточению денежно-кредитной и жесткой фискальной политики просто не имеют смысла для БОП. Такой подход, скорее всего, привел бы к увеличению циклического бюджетного дефицита, даже если бы БОП успешно снизил структурный бюджетный дефицит. Что еще более важно, при жесткой кредитно-денежной политике, вероятно, не будет никакого восстановления, которое показало бы сокращение бюджетного дефицита. Это сделало бы политически трудным проведение дальнейших бюджетных реформ. Если БОП хочет целенаправленно решать бюджетные проблемы, ему необходимо смягчить свою позицию в отношении денежно-кредитной политики. В противном случае она рискует стать собственным злейшим врагом.