Закатное небо белой ночи словно осыпалось вниз десятками и сотнями костров:
Я вообще склонен думать, что вопреки расхожему мнению русские - нация крайних индивидуалистов, и если на Янову ночь латыши или эстонцы гуляют у одного великого костра, то здесь в ночь на Петров день свой маленький огонёк зажигает каждая семья. И отмечает собственный праздник, расставив у костра столы и стулья:
Иные вместо костра жгут "финские свечи":
На Петровщину устьцилёмы гуляют не для прессы, гостей или Господа Бога, а сугубо для себя. Но если во всей России у костра уже давно сидят с гитарой, то тут, как наши деды - с гармонью! Не помню, видели ли мы тут хоть одного гитариста, а вот гармонисты то и дело попадались тут и там:
Между костров и компаний развернулись ларьки, и на переднем плане - самый актуальный сырой северной ночью товар:
Где-то жарили шашлыки, но главное блюдо Петровщины - поминальная каша:
На поверку оказавшаяся обычной, хотя и отлично приготовленной пшёнкой. В путеводителях пишут, что ещё на Петров день готовят уху, но я этого не наблюдал. Апостол Пётр - покровитель рыбаков и он же хранитель ключей рая, поэтому ухой его благодарят за уловы, а пшёной кашей - поминают усопшую родню. Близость с коми не прошла даром - по старинным поверьям, этой ночью на просторном берегу гуляют не только живые, но и невидимые бесплотные мёртвые. Все, кто жил когда либо на этой суровой земле.
Не найдя компании, мы бесцельно бродили среди костров и наконец встали у ограды спортивного поля - скоро тут будут состязания! В ожидании их с нами разговорился обаятельный человек в фирменном шарфе экспедиции "Земляки" - просветительского автопробега из Великого Новгорода в Усть-Цильму. Обычно на Усть-Цилемскую Горку приезжают коми из соседней Ижмы, реже - ненцы из Нарьян-Мара, но в этот раз не было ни тех, ни других, поэтому главными гостями стали новгородцы:
На Севере, где место человека в неофициальном рейтинге определяет в первую очередь профессионализм и полезность, большинство видов спорта сугубо прикладные. Устьцилёмы будут состязаться в укрощении древесины:
Но сначала - ручная борьба:
Причём как мужская, так и женская. И если мужиков бороться вышло, кажется, шестеро, то женщин - дюжина:
Что и немудрено: мужику проиграть - это в грязь лицом ударить, а женщине это всё скорее просто весело. Мужики на Севере и по физической силе почти одинаковы, их поединки были долгими и совсем не очевидными с первых же секунд. Женщины, как правило, укладывали друг друга мгновенно. Но в последний момент случился поворот - могучую гражданку в пиджаке внезапно уложила худенькая девушка столь неприметного вида, что я её даже толком не сфотографировал.
Следующим состязанием стала расколка поленьев на скорость. Это был именно поединок - два мужика, два топора, две чурки. Вот-вот из колонок грянет "Небо Славян" группы "Алиса", и под тяжёлый рок топоры взметнутся:
Среди участников оказался давешний новгородец, и более того, топором он владел на уровне лучших из местных! Впрочем, само это состязание во многом было лотереей - вот новгородец расколол свою чурку на куски, в то время как его противник молотил по своей топором, как по камню. Потом с ней и новгородец точно так же ничего не смог сделать - внутри оказался очень крепкий сучок...
За расколкой дров следует распиловка. И тут мастерство очень заметно: скорость определяется не столько быстротой движений, сколько их точностью - у одних пила ходит туда-сюда как стрелка метронома, а у других через раз застревает.
С одного конца бревно пилили мужчины, с другого - снова женщины. Причём девушка в бандане не откуда-нибудь оказалась, а из Финляндии. Финны в Коми, Удмуртии, Марий Эл и Мордовии, венгры в Югре и на Ямале, казахи и киргизы на Алтае - в принципе не такие уж редкие гости. Впрочем, здесь Анна Таскила явно была единственной иностранкой...
Но чтобы превратить древесину в топливо или стройматериал, её надо не только распилить и расколоть, но и доставить. Последним состязанием стало перетаскивание бревна весом 120 кило:
Причём тут всё делалось уже не поединком, а зачётом - кто утащит его на большее расстояние за отмеренное (меньше минуты) время. Потому что и одно-то бревно в исходное положение возвращать судьям было непросто:
Здесь результаты были очень разными, а мозг в таскании бревна явно был не менее полезен, чем мышцы - очень многое зависело от захвата и позы.
И я не помню точно, кто тут победил и с каким результатом, но видел, как неудержимо радовались его победе друзья:
А за полем отловили меня две девчонки да попросили их сфотографировать, причём одна отметила руками живот - чтоб видно было, что передо мной не двое, а трое!
А что, если через 20 лет гармонь вновь потеснит гитару - сначала в Коми и Кировской области, потом от Перми до Питера, и далее везде?