Найти тему
Tatyana Kitsya

Фантастика VS фентези

Разграничении фантастики и фэнтези – проблема в первую очередь терминологическая.

В общем случае, в мировой антропологии фэнтези считается квази-жанром объединяющим произведения по одному-единственному признаку: наличие фантастического допущения. Уже в этом массиве выделяют жанры (формулы или форматы) с собственным жанровым каноном: в том числе и сай-фай (научную фантастику) – где сюжет предполагает ещё не существующее изменение науки и технологий, например, сериалы «Марс», «Ради всего человечества», п/м «Гравитация», и космическую сагу – где допущение – возможность длительных космических полетов и наличие других разумных существ в космосе (Экспансия, Мандалорец и т.д.). Еще некоторые популярные фантастические жанры (формулы):

Эпические саги – предполагают наличие более или менее изолированного и проработанного альтернативного мира, где существует магия.

Кадр из фильма "Фантастические твари"
Кадр из фильма "Фантастические твари"

Фант-ром (он же ром-фант) – предполагают возможность любовных отношений между людьми и магическими существами. Яркий недавний пример – сериал Карнивал Роу

Пост-ап – предполагает возможность выживания и развития части человечества в сложных условиях после апокалипсиса.

Супергеройская сага - предполагает наличие в мире антропоморфных существ с супер-возможностями.

Городская фэнтези – предполагает существование магии и адептов магии, магических существ (например, вампиров, зомби либо разумных рептилоидов) или полевых форм жизни (призраков) прямо в реальном земном мире.

-3

Альтернативная история – предполагает изменение некоего реального исторического события, которое привело к изменяю всего будущего хода истории.

Произведения о попаданцах – предполагает возможность перемещения отдельных личностей (человеческих либо магических) между историческими эпохами либо реальным и вымышленным миром.

Социальная фантастика – предполагает возможность трансформации социального строя, которая радикально скажется на всех сферах жизни.

Медицинский триллер – предполагает наличие несуществующих опасных заболеваний, их угрозы и возможности спасение от них.

Это далеко не исчерпывающий список!

Кадр из эпической кино-саги Алова и Наумова  - Легенда о Тиле - не вполне фентези, но очень близко.
Кадр из эпической кино-саги Алова и Наумова - Легенда о Тиле - не вполне фентези, но очень близко.

Исторически сложилось так, что в советский период отечественная терминология сформировалась иначе. Наиболее популярные фантастические допущения лежали в области науки и технологий, и соответственно термин «фантастика» по умолчанию предполагал «научную фантастику» (сай-фай, хард-сай-фай – в англоязычной традиции). Все остальные типы допущений, допустим волшебство и языческие божества как в сказах Бажова (этно-фентези в современной терминологии) – трактовались как сказка. Это до сих пор популярная точка зрения, даже в «Энциклопедию для детей» издательства Аванта включили такое определение: «жанр фентези предлагает реальность, похожую на сказку». Термин «фентези» появился в широком обиходе отечественной науки на излете 80-х, под фентези понимали в первую очередь – эпическую фентези с тщательно проработанными, обширными мирами, где действует магия, вроде канонических саг Толкиена и его последователей. Этот подход слишком узкий, на мой взгляд и слабо описывает актуальную ситуацию формул массовой культуры.