Найти в Дзене
Папаски Попенскова

ЖУРНАЛИСТИКА VS КОПИРАЙТИНГ

Относительно недавно в России появилась профессия копирайтера. Вначале приходилось слышать протесты пуристов родной речи, что новомодное слово совершенно бесполезно и лишь дублирует такие понятия, как автор, журналист, писатель и даже графоман. Сейчас чаще вопросы относятся к определению разницы между журналистикой и копирайтингом.

Самое убедительное обоснование самостоятельности двух профессий я встретил в виде следующих определений. Журналист занимается исследованием темы, находит новые источники информации, представляет разные точки зрения. Копирайтер компилирует сведения из разных публикаций и выдает свой текст (что отмечено в самом названии ремесла) без введения в оборот новых данных и проведения анализа. Оговорюсь сразу, что речь идет не о копирайтерах, которые работают с рекламными текстами.

В новостном жанре копирайтер переигрывает журналиста. Но журналист всё равно смотрит на него свысока, как на подмастерье, пока не столкнётся с сенсационной темой, требующей немедленного обнародования. Как Ирада Зейналова с рассказом о «распятом мальчике». Развитие Интернета вывело гонку в оперативности информировании на новый уровень. Лидерство в подаче новостей сплошь и рядом обеспечивает скорость набора букв «подмастерьем» на клавиатуре. Главное, чтобы вне цитат не было текстового плагиата.

В таких условиях копиратйтер работает уже не в интересах читателей или даже редактора, а в интересах машин-агрегаторов. Понравиться роботу ему помогают таргетологи, директологи, сеошники и другие специалисты интернет-маркетинга. Единственным участком, на котором копирайтер может и должен проявить свои творческие качества, остался заголовок.

Цепляющий заголовок в контекстной, баннерной, тизерной и прочей херизерной рекламе увеличивает приход посетителей на нужный сайт, где они увидят искомый текст и ещё больше контекстной, баннерной и другой рекламы. Другой схемы рыночного существования средств массовой информации пока никто не придумал.

В порыве креативности можно попросту соврать в заголовке. Тогда он перестанет соответствовать новости, что чревато утратой доверия к СМИ. Здесь существует тонкая грань между осознанной ложью и игрой смыслами или метафорами. Один из моих первых выносов на обложку журнала: «Бабушка Рассела Кроу была каннибалом». Конечно, рассчитан он на читателя с чувством юмора. Но и сам текст давал основу, пусть и маловероятную, для такого предположения. Актёр в интервью рассказывал, что его бабушка родом из племён маори, которым с лёгкой руки Жюля Верна приписывают каннибализм. Кажется, позже сам Кроу не стремился опровергнуть эти подозрения.

Не мог не пройти мимо текстографического шедевра
Не мог не пройти мимо текстографического шедевра

Однако многие СМИ в Сети не пугает прямой обман, как не пугает рекламодателей недостоверные сообщения об действенных методах похудания или безупречных способах стирки. Потребители уже привыкли. Если нет средств откупиться, то относятся к этому, как к неизбежному изнасилованию мозга. Даже получают удовольствие от возможности уличить рекламу во лжи или спародировать её.

Но самый эффективный и броский заголовок получается из умозаключения, при построении которого автор оказывается от навыков логического мышления и проверки данных. Новость становится сенсацией и тиражируется по всей планете, как китайский covid-19. Робкие попытки вдумчивых людей обратить внимание на нелогичность выводов тонут в шквале эмоций.

Недавно информационный ресурс IrishCentral опубликовал статью под названием «Древние кости всё-таки подтвердили, что ирландцы не кельты». «Ирландская централь» создана объединить ирландцев и их друзей по всему миру. Имеет более трех миллионов уникальных посетителей ежемесячно. И вот, на кельтский праздник Белтайн (1 мая) сайт разражается шокирующим для ста миллионов жителей планеты известием, что среди их предков кельты не значатся.

-3

Сомнение в родственной связи ирландцев с кельтами вызвало захоронение трех человек, обнаруженное в 2006 году на о. Ратлин, что на севере Ирландии. Исследование ДНК показало, что останки принадлежат генетическим родственникам современных ирландцев, но прибыли они на остров за тысячу лет до появления кельтов в Европе.

Автор, похоже, не догадывается, что никто и никогда не оспаривал существование на Британских островах до прихода кельтов людей, которые возвели такие мегалитические сооружения, как Стоунхендж или Ньюгрейндж. Гойделы в раннем Средневековье рассказывали о непохожих на них племена круитни, а бритты – о племенах пиктов. Заявление, что ирландцы не имеют отношения к кельтам, равно утверждению, что жители Московского региона не имеют отношения к славянам, что их предки – это финно-угорские племена меря, мурома, мещёра. А пресловутые вятичи, пришедшие в X-XI веках, им никто.

Напоследок замечу, что в России «копирайтеры» существовали задолго до появления этой профессии в штатных расписаниях издательств и рекламных агентств. Тогда их называли борзописцы. Борзо, значит, быстро. Но писали они небрежно, наспех, поэтому и работа их ценилась не высоко, в отличие от опусов настоящих журналистов.

Пожалуй, это главное, что стоит знать о разнице между журналистикой и копирайтингом.