Давным-давно, в греческом городе Эфес был построен храм Артемиды. Древние греки своих богов очень почитали, поэтому очень сильно постарались: строительство длилось почти два века, а получившийся храм еще и записали в Семь Чудес Света.
Построенное чудо быстро превратилось в местный культурный и финансовый центр. В те дикие времена, люди перед началом любого более-менее важного дела, всегда спрашивали благословения у своих богов. Разумеется, чтобы боги не проигнорировали просителя, необходимо было предоставить некое материальное пожертвование. А где же еще оставлять пожертвования, как не в храме? Храм Артемиды был очень большим и места для пожертвований хватало с избытком.
В это же время, в городе Эфес проживал некий Герострат. Сей персонаж очень хотел прославиться, однако он не обладал никакими талантами и был обычным человеком. Его амбиции не давали ему покоя и однажды он придумал гениальный, как ему казалось, способ стать известным - поджечь храм Артемиды. Затея была очень выгодной: просто приходишь вечером в храм с факелом, просто поджигаешь деревянную статую и с утра все уже о тебе знают.
Герострат долго не думал, поэтому пошел и исполнил задуманное и, конечно же, попал в суровые лапы эфесского правосудия. Под пытками в слезах парень кричал, что просто хотел стать знаменитым, но вершители закона признали его безумным, приговорили к казни, а его имя вообще запретили где-либо упоминать. Запрет был благополучно проигнорирован, поэтому мы можем сейчас обсуждать его поведение.
Впрочем, есть в этой истории некие несостыковки. Действительно ли человек может сделать такое только для того, чтобы стать знаменитым? Давайте немножко пофантазируем!
Как уже было сказано, в храме Артемиды было очень много богатств. Настолько много, что жрецы однажды решили, что Артемида не расстроится, если одолжить немного человеку, который это попросит. Разумеется, с условием возврата с процентами. Сокровища вернутся на место, а разницы в виде процентов вполне может пойти жрецу в карман. Не исключено, что далеко не каждый заемщик мог расплатиться с жрецами, что привело к тому, что кредитную задолженность уже невозможно было скрыть, от чего ни Верховный Жрец, ни сама Артемида не придут в восторг.
И тут появляется такой удобный Герострат: поджигает храм, тем самым скрывая все следы финансовых махинаций. А потом с беднягой можно сделать все, что угодно. Например, заставить под пытками признаться, что храм был подожжен исключительно ради славы.
Впрочем, как оно там было по настоящему мы уже никогда не узнаем.