Найти тему
Библиотекарь

Праведность не имеет определения

Отвлечемся от вавилонских львов и обратимся к одной, весьма на мой взгляд интересной теме. Эта идея возникла неожиданно и не имеет отношения к вавилонской теме, но напрямую затрагивает каждого человека. Решив не откладывать в долгий ящик, я спешу поделиться с вами некоторыми, интересными по моему мнению размышлениями.

Скажу честно, тема праведности и вопросы, которые она затрагивает, меня волнуют уже довольно давно, более 20 лет. Как в молодом возрасте, когда библейский текст начал по настоящему интересовать, я пришел к выводу, что грех не является только лишь нравственной проблемой, в более зрелом, когда в моей жизни произошли некоторые события, уроки, потери и разочарования. Постепенно, от идеи перфекционизма , шаг за шагом, я начал осознавать, что праведность это нечто большее, чем следование и соответствие неким стандартам и идеалам. Изучая и читая библейские истории, многие из которых до сих пор вызывают вопросы, я еще более убедился, что праведность в глазах Божиих и то, что я о ней думаю, это все-таки разные вещи и сущности.

Буквально сегодня, совершенно неожиданно, когда я еще не остыл после написания статьи о Вавилоне, меня посетила мысль. Праведность не имеет определения! Истина, любовь так же не имеют определения, и это всем известный факт, но что касается праведности, то только сегодня я неожиданно обнаружил сей факт.

Такие привычные для верующих людей понятия как грех, вера, закон имеют конкретные очертания, но праведность, хотя о ней многократно упоминается в тексте Писания, по большей части не имеет конкретного определения и тому есть причины. Эта составляющая оказывается настолько многогранна, что говорить о чем то одном и конкретном - означает лишать её всех значений и свойств.

Еврейское слово צְדָקָֽה׃ (sedaqah) упоминается 150 раз в тексте Ветхого завета, а греческое δικαιοσύνην (dikaiosunen) и того больше- 423. В сумме мы имеем более пятисот раз. Это означает одно ,тема праведности обладает важным значением, и Бог ожидает, чтобы люди в конечном итоге, обладали ею, но конкретного определения как не было, так и нет.

Господь Иисус, как известно, весьма нелестно отзывался о книжниках и фарисеях, что стоит хотя бы это Его высказывание. "если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. (Мат. 5:20) Представьте себе, что думали в тот момент Его слушатели, когда Он сделал такое заявление! В их понимании, праведнее фарисеев никого быть не могло по определению, а тут они слышат совершенно невозможные вещи!

Христос в качестве примера привел две, на мой взгляд очень яркие притчи. Притча о фарисее и мытаре и притча о блудном сыне.

В первой фарисей молился в храме и говорил:

-Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

И мытарь боясь поднять глаза к небу тихо шептал в самом дальней углу:

-Боже! будь милостив ко мне, грешнику.

Примечательно то, что Христос называет мытаря более праведным (оправданным) нежели фарисей.

Вторая притча, не содержит ни одного слова или термина "праведность" но всем свои нутром говорит о ней. Два сына и отец - основные персонажи притчи. Первый - старший, послушный и покладистый, второй - взбалмошный и не управляемый. Однажды, подойдя к отцу он потребовал свою часть имения, что было само по себе оскорблением, так как он требовал до смерти родителя, отдать ему то, что причиталось. Получив свое, он быстро все спустил живя распутно и в конце концов готов был есть похлебку, которую готовили свиньям. Единственным решение в его горячей голове было - отправиться назад, домой и упросить отца стать хотя бы одним из рабов, но только быть дома.

Развязка этой притчи весьма красива и трогательна. Отец принимает сына и возвращает ему все регалии полноправного члена семейства, что вызвало бурю негодования старшего брата. Старший, все это время тяжко трудился и был в послушании, но что творилось в его душе? Это остается за кадром.

Вообще, старший сын, положительный во всех отношениях человек, почему то не вызывает никакой симпатии, довольно странно, не правда ли? Христос не делает выводов, оставляя нас один на один с мыслями о важности и значении праведности.

Это глубочайшая тема, и всякий раз, когда появляется мысль, кого либо осудить, думаю есть смысл подумать, а чем я лучше?

Буду рад прочитать ваши комментарии к данной теме, ибо выводов не делаю.

(изображение: яндекс - картинки)