Найти тему
Я-Родитель

Что стоит за детской агрессивностью?

Оглавление

Внешние признаки агрессивного поведения очевидны всем. На детской площадке это эдакий задира, из детского сада или школы он нередко приходит с «боевыми ранениями», бывает, замахивается и на маму с папой и так далее.

Однако за этими проявлениями могут стоять самые разные причины. Истинная агрессия» — лишь одна из них, встречающаяся у детей не так часто.

Памятка поможет верно оценить, в чем причина агрессивного поведения ребенка и какие меры будут эффективными для изменения ситуации.

Вариант 1

Как проявляется?

Ребенок может делать больно маме, папе и другим близким, ломать предметы, рвать бумагу. На детской площадке может стукнуть сверстника, кидаться предметами и т.д. При этом он всегда внимательно следит за реакцией взрослых, за последствиями своего поведения. Все агрессивные действия производит без гнева, скорее, с любопытством и интересом

В каком возрасте?

6 мес.- 3 года

В чем причина?

Ребенок исследует мир, осознает границы «можно» и «нельзя»

Что делать родителям?

  • Четко, последовательно и однозначно реагировать на нежелательные действия («Так делать нельзя», «Маме больно», «Если ты будешь специально ломать игрушки – мне придется их забрать» - и действительно забирать).
  • Избегать при реакции лишних эмоций. Иногда у родителей неуклюжая попытка ребенка ударить вызывает смех, в другой раз – злость. Ребенок таким образом получает очень интересный материал для исследования: «А как они отреагируют в следующий раз?»
  • При попытке ударить удерживать за руку, повторяя, что так делать нельзя. Уже с самого раннего возраста важно в этот момент понятно объяснять причины: «Мне больно, когда ты так делаешь», «Если ты будешь драться, дети не захотят с тобой играть» и т.д.

Вариант 2

Как проявляется?

Ребенок, не имеющий опыта общения в кругу сверстников, может привлекать к себе внимание самым доступным способом – стукнуть, дернуть за волосы и т.д. Этот своеобразный способ вступления в контакт часто используют дети, испытывающее повышенное напряжение при общении.

В каком возрасте?

2 – 6 лет

В чем причина?

Попытка вступить в контакт, желание обратить на себя внимание- Поговорить с ребенком о причинах его поведения, сделать их понятными для него самого («Ты не знаешь, как обратиться к Пете и предложить ему поиграть вместе?», «Тебе было скучно, потому что никто не играл с тобой?»).

Что делать родителям?

  • Учить ребенка неагрессивным способам вступления в контакт, проигрывать сложные ситуации общения.

Вариант 3

Как проявляется?

Ребенок использует бранные слова, а также физическое воздействие при малейшем поводе. При этом не видно явной злобы, напряжения. Для него это просто привычный способ поведения в конфликтных ситуациях, который, скорее всего, применяется в его семье.

В каком возрасте?

2- 12 лет

В чем причина?

Копирование модели поведения, принятой в семье-

Что делать родителям?

  • Проанализировать собственные способы разрешения конфликтных ситуаций, обратить внимание, не так ли вы общаетесь дома между собой и с другими людьми.
  • Исключить любые способы телесного наказания, психологическое давление на ребенка – агрессия рождает агрессию.Когда ребенок ударяет, обзывает кого-то, ломает предметы, видно, что его захлестывают негативные эмоции.

Вариант 4

Как проявляется?

Кулаки сжаты, лицо напряжено. Если такое поведение для ребенка типично, это может быть показателем различных психологических проблем. Если проявляется какое-то непродолжительное время, может быть реакцией на стресс или проявлением возрастного кризиса.

В каком возрасте?

3-12 лет

В чем причина?

Внутренняя агрессивность, повышенное напряжение

Что делать родителям?

  • Предоставить ребенку возможность выплеска негативных эмоций в социально приемлемой форме (бить боксерскую грушу или подушку, свободное рисование и так далее).
  • Учить ребенка контролировать свои действия, осознавая свои эмоции.
    Проконсультироваться с психологом, чтобы выявить глубинные причины агрессивного поведения.