Найти тему

В Петербурге "оживает" строительство пассажирских судов

Под Санкт-Петербургом будут строить новые теплоходы

В России, без сомнений, есть проблемы, связанные с судостроением. И казалось бы, что даже те корабли, что строятся для Военно-морского флота России, которыми все гордятся, а за рубежом ими с опаской восхищаются, тоже существуют не так хорошо.

Катамаран "Грифон" / фото: ОСК
Катамаран "Грифон" / фото: ОСК

Наверное, вопросов к строительству сухогрузов и танкеров, строящиеся по проектам "Морского инженерного бюро", нет. Они-то строятся как пирожки в Нижегородской области.

А вот с рыбаками, о которых мы так много пишем, с пассажирскими судами есть явные проблемы. Причем со вторыми вообще все движется к катастрофе.

Дело в том, что заказчиков на строительство нового пассажирского флота России просто-напросто нет. Точнее, они есть, но у них нет средств даже под самый удобный и "человечный" лизинговый процент приобрести новое судно.

Поэтому последние пассажирские теплоходы, построенные на российских верфях, реализованы ли в рамках каких-то научных программ или выступают как опытно-конструкторские работы. Именно подобным был катамаран "Грифон", построенный полностью из композитных материалов. Несомненно, судно достаточно симпатичное и даже стоит своих денег (порядка 300 млн рублей), но загвоздка в том, что операторы не могут себе его позволить. Поэтому это просто судно, которое реализовали корабелы в рамках программы Минпромторга, сейчас не особо востребовано. Надеемся, что судьба катамарана решится, и он найдет свою гавань.

Есть и другие "пассажиры", не подумайте, что все настолько ужасно. В Чкаловске на производственной площадке ЦКБ по СПК им. Алексеева строится солидная серия судов на подводных крыльях "Валдай 45Р". И, наверное, это движение можно назвать успешным, потому что в результате строительства у компании нашлись заказчики и эксплуатанты, которые взяли "под крыло" новейшие "Валдаи" и спокойно катают их в регионах. Это касается судовладельца "Северречфлот", он базируется в Ханты-Мансийске.

Иллюстрация: ЦКБ по СПК им. Алексеева
Иллюстрация: ЦКБ по СПК им. Алексеева

И на "Валдаях" ЦКБ по СПК не остановилось. В прошлом году на производственной площадке был торжественно заложен новейший "Метеор", который так многие ждут.

На днях от верфи под Петербургом пришла новость о том, что корабелы завода будут строить два пассажирских судна проекта А45-90.2 для Красноярского края.

Иллюстрация: СНСЗ
Иллюстрация: СНСЗ

О намерении заключен соответствующий договор между Средне-Невским судостроительным заводом и Государственной транспортной лизинговой компанией. Так что теплоходы точно будут построены.

Уже известно, что они будут обслуживать социально-значимый маршрут - "Красноярск – Дудинка – Красноярск" на реке Енисей.

Согласно контакту, новейшие пассажирские суда должны будут быть переданы заказчику в 2023 и 2024 гг.