На протяжении тысячелетий гаремы с многочисленными наложницами были одним из важных атрибутов жизни монархов, да и вообще многих знатных людей восточных империй. Широко известна структура, иерархия и нравы гарема Османской империи – того самого, которому посвящен популярный сериал «Великолепный век».
Как мы знаем, у султана Сулеймана Кануни, прозванного Великолепным, была всего одна официальная жена, с которой он заключал никях – хасеки Хюррем-султан, она же Роксолана.
Кроме нее, длительное время в гареме султана жили его предыдущие наложницы – Гюльфем-хатун, сын которой умер от болезни в детском возрасте, и Махидевран-султан – мать шехзаде Мустафы. Также статуса фавориток султана периодически удостаивались и другие наложницы.
Конечно, был свой гарем и у персидского шаха Тахмаспа Сефевида – главного противника султана Сулеймана на восточном направлении. У гаремов султана и шаха было много общего. Еще бы, ведь и Османская империя, и держава Сефевидов были продуктами политического творчества тюркских народов.
Только в Османской империи тюркский компонент лег на византийскую основу, в государстве Сефевидов – на персидскую. Но и султан, и шах имели свои гаремы, а наследники отправлялись управлять отдельной особой областью: в Османской империи шехзаде ехал в Манису санджак-беем, в государстве Сефевидов – в Хорасан.
Девушки в гаремах султана и шаха отличались по этнической принадлежности. В Османской империи основными поставщиками наложниц султана были Балканский полуостров и западная часть Северного Кавказа, на которые распространялись власть и контроль османов. Поэтому большниство наложниц султана по происхождению были либо славянками или гречанками, либо черкешенками и абхазками.
Гарем персидского шаха также формировался, исходя из власти державы Сефевидов над сопредельными территориями. Девушек шаху поставляли также с Северного Кавказа и Закавказья. Чаще всего это были уроженки Грузии, Армении, Дагестана.
В то же время, султаны Персии заключали официальные браки с представительницами аристократических родов тюркского (азербайджанского), курдского, персидского происхождения.
Матерью первого сефевидского шаха Исмаила была Алем-шах бегим – дочь правителя туркоманского государства Ак-коюнлу Узун Хасана, доводившаяся внучкой трапезундскому императору. Узун Хасан выдал ее замуж за шейха Гейдара, от которого она и родила Исмаила.
Исмаил, в свою очередь, женился на Таджлу Ханум – тюркской принцессе из племени мавзуллу, входившего в конфедерацию Ак-коюнлу. Именно она и родила будущего шаха Тахмаспа.
У шаха Тахмаспа I было две жены. Первая – Султанум Бегум – была принцессой из племени мавзиллу конфедерации Ак-коюнлу, как и мать Тахмаспа Таджлу Ханум.
Вторая жена шаха Тахмаспа Султан-Ага Ханум была дочерью кумыкского шамхала (правителя Кумыкии в Дагестане) и прибыла в Персию вместе с братом Султаном Шамхалом, который возглавил личную гвардию персидского шаха.
Женой шаха Мухаммада Худабенде была Хейр ан-Ниса бегим, она же Махди Улья – дочь хакима (губернатора) области Мазендаран Мир Абдулла-хана.
Как и в гареме и дворце султана, при дворе персидского шаха ключевую роль играл эшикагасыбаши – хранитель дворца. Эту должность традиционно занимали представители тюркской кызылбашской знати, как правило из племени шамлу.
Со временем шахи, точно также, как и османские султаны, чтобы ограничить влияние тюркской аристократии стали все чаще выдвигать на важные государственные должности армян, грузин и дагестанцев, захваченных в плен и принятых в войско гулямов (персидский аналог янычар).
Тем не менее, роль тюркской аристократии при дворе персидских шахов всегда была гораздо выше, чем при дворе османских султанов.
Соответственно, и жен шахам часто искали среди дочерей влиятельных племенных шейхов и эмиров, а также правителей иранских провинций.
Читайте также:
Пять красавиц «Великолепного века»
Противник султана Сулеймана - шах Тахмасп Сефевид