Всплеск внимания возник к этой концепции, называемой сильными сторонами характера, фраза, которая подразумевает особую, мощную форму личности. Вот странная вещь: если вы читаете статьи, главы книг и руководства практиков, которые фокусируются на сильных сторонах персонажей, вы редко находите определение того, кем они являются, и зачастую вы видите его достаточно расплывчато.
Рассмотрим следующие определения сильных сторон характера ведущих ученых:
- - Сочетание талантов (естественно повторяющихся паттернов мыслей, чувств и поведения), знаний (факты и извлеченные уроки) и навыков (этапы деятельности).
- - Психологические компоненты - процессы или механизмы - которые определяют морально ценные достоинства.
- - Положительные черты отражаются в мыслях, чувствах и поведении.
- - Позитивные черты / способности, которые лично удовлетворяют, не умаляют других, вездесущи и ценны в разных культурах и согласуются с многочисленными положительными результатами для себя и других.
Определение и переосмысление сильных сторон личности
Исследователи утверждаю, что сильные стороны являются адаптивными конечными точками нормальных черт личности - в отличие от идеи, что сильные стороны характера являются чем-то чуждым тому, что известно. Термин «сильные стороны характера» возвращает внимание к эмпирическому изучению таких конструкций, как моральная добродетель, которые потеряли популярность в психологической науке.
Один из недостатков заключается в том, что новые термины и модели человеческого поведения рискуют создать ошибку, в которой существующие концепции получают новое имя. Сторонники модели силы характера утверждают, что наличие моральной добродетели отличает силу характера от традиционной черты личности.
Но вот проблема: моральная добродетель очень субъективна. Хотя многие концептуальные основы в психологической науке содержат размытые линии и субъективность, субъективность, связанная с классификацией сильных сторон характера, представляется особенно проблематичной. Некоторые исследователи пытались определить универсальный набор достоинств, которые являются общими для всей истории и культуры. Например, в одном исследовании были определены шесть «основных добродетелей» - мужество, справедливость, человечность, умеренность, мудрость, превосходство, Этот подход к классификации личностных черт как моральных добродетелей включал в себя анализ и синтез философских и богословских текстов конфуцианства, даосизма, буддизма, индуизма, афинской философии, иудаизма, христианства и ислама. Несмотря на полноту этого обзора, одной из проблем является то, что религиозные тексты часто не имеют четких толкований, с которыми согласны читатели.
Вполне вероятно, что другой набор одинаково хорошо осведомленных авторов будет использовать иной перечень основных ценностей для определения сильных сторон персонажей. Альтернативные авторы могли бы включать другие философские и богословские тексты, такие как духовные тексты коренных американцев и различные африканские религиозные тексты, а не тексты из популярного канона. Моральная психология научила нас тому, что моральные убеждения разных культур сильно различаются. Например, культуры варьируются в зависимости от того, насколько они рассматривают окружающую среду как основу моральной добродетели, и ученые утверждают, что управление окружающей средой считается сильной стороной характера. Некоторые культуры включают растения и животных в основные аспекты морали, в то время как другие считают их менее важными. Более того, в каждой культуре существует огромная неоднородность понятий "больше" или "меньше".
Психологи из числа коренных народов утверждают, что поведение считается моральным на основе интерпретации события в контексте данной культуры, а не самого объективного события. С этой точки зрения, будет ли личностная черта классифицироваться как сила, будет зависеть от изучаемой культуры. Этот высокий уровень субъективности оставляет место для широкого разнообразия в интерпретации наборов добродетелей в разных культурах. Чтобы проиллюстрировать альтернативный критерий, мораль часто сосредотачивается на просоциальном поведении, альтруизме и доброте. Вместо определения сильных сторон посредством смутных иллюзий относительно морали и добродетелей, сильные стороны могут быть связаны с просоциальными явлениями. Исследователям не нужно спорить, является ли просоциальное поведение моральным или нет, потому что просоциальность служит более объективным качеством. Конечно, наука о личности изучала эти конструкции в течение многих лет, и исследования сильных сторон добавили бы к этой работе путаницы, а не привносили новые идеи.
Но разработан иной подход к определению сильных сторон. Сильные стороны могут быть определены как диспозиционные качества, которыми обладают люди, которые способствуют благополучию. Исследователи и практики могут использовать термин «сильные стороны личности», а не сильные стороны характера, чтобы проиллюстрировать, что позитивная психология просто опирается на фундаментальную науку о личности. Никаких упоминаний о морали или добродетели не требуется. Всеобъемлющая категория личностных черт включает в себя черты Большой Пятерки, способности к саморегуляции, ориентацию на систему целей и другие индивидуальные различия. При данном подходе сильные стороны личности основаны на эмпирическом, а не субъективном определении. В целом, сильные стороны личности представляют некоторую комбинацию приобретенных знаний и склонностей, которые способствуют адаптации и совершенству.
Существует важное предостережение относительно использования повышения благосостояния в качестве критерия для классификации сильных сторон личности: хотя черта личности может быть в среднем адаптивной, могут существовать люди и контексты, для которых эта черта является неадаптивной. Например, люди, которые очень оптимистичны, с меньшей вероятностью прекратят играть в азартные игры, даже после повторных потерь. Люди, которые более щадящие, чаще возвращаются к оскорбительным романтическим партнерам, а среди людей, состоящих в браке с враждебными супругами, прощение связано с более резким снижением удовлетворенности браком. Чрезвычайно любопытные люди не считаются абсолютно здоровыми незнакомцами, наблюдающими за их общением или сообщениями близких друзей и родителей.
Помимо различий между людьми и ситуациями, сильные стороны могут иметь переломный момент, когда они становятся слишком возвышенными: чрезмерная справедливость может привести к жесткому принятию решений, лишенному эмоциональной привязанности. Избыток храбрости может привести к глупому, рискованному поведению. Избыток смирения может привести к самоуничижению. Эти излишки могут служить факторами риска некоторых психических расстройств. Например, избыток доброты может быть фактором риска депрессии, потому что человек «может чувствовать, что его используют другие» или «испытывает трудности в столкновении с другими, когда это необходимо». Избыток любопытства может быть фактором риска для беспокойства, потому что «исследование заменяет направленное действие». Существует еще интересное направление исследований, которое еще предстоит провести, чтобы определить граничные условия, когда сильные стороны становятся неадаптивными.
Заключительные мысли
Изучение человеческих сил критически важно. Поскольку психология исторически ориентирована на недостатки, слабости и синдромы, очень важно перейти к качествам, которые помогают людям хорошо функционировать.
Понравилась статья? Ставь лайк и подписывайся на мой канал!