Что из них лучше? Что эффективнее? И что представляет собой бОльшую угрозу для здоровья и окружающей среды? Это актуальные вопросы, особенно для тех из вас, кто помнит фиаско под громким названием «Дизельгейт» 5-летней давности.
Обозреватели портала Autoevolution попытались высказаться о позитивных, негативных и нейтральных сторонах двух видов топлива настолько правдиво, насколько это вообще возможно. Без предвзятости к октановому или цетановому числу. Для удобства статья разделена на 4 пункта: история, дизель, бензин и яд. Пожалуй, начнем...
История. Бензин не появился сам по себе. После того как джентльмен по имени Эдвин Дрейк вырыл первую скважину в 1859 году, он перегнал сырую нефть, чтобы произвести керосин. Однако процесс дистилляции выявил и другие нефтепродукты, включая бензин. В то время Дрейк не мог найти применение бензину или какому-либо другому продукту, возникшему в результате фракционной перегонки нефти. Только керосин! Тогда вопрос: как бензин попал в поле зрения нефтяных компаний и почему?
К тому времени как Карл Бенц в 1886 году выкатил свой Benz Motorwagen, бензин все еще не был востребован. Примерно через два десятилетия после изобретения первого бензинового автомобиля в Сент-Луисе открылась первая заправочная станция. Ее построила компания Automobile Gasoline Co. – дочернее предприятие калифорнийского подразделения Shell.
Процесс заправки тогда проходил так: владелец лавки наполнял 19-литровую банку и подходил к автомобилю клиента для переливания ее содержимого в бак. К 1908 году на дорогах насчитывалось 300 000 автомобилей. С дебютом Ford Model T продажи машин взлетели до небес, поставив бензин в центр внимания.
В наши дни бензин по-прежнему более популярен, чем дизель. Дизельное топливо игнорировали гораздо дольше, чем бензин. Верьте или нет, но солярку просто выбрасывали в качестве побочного продукта переработки нефти еще более 40 лет с момента ее обнаружения.
С точки зрения этимологии прилагательное «дизельный» было впервые применено в 1894 году как заимствование от фамилии Рудольфа Дизеля и его революционной конструкции двигателя. Некоторые говорят, что высшие чины угольной промышленности убили немецкого изобретателя, поскольку его проект создал большие проблемы для паровых локомотивов и угольной промышленности в целом.
Спустя 20 лет после изобретения двигателя с воспламенением от сжатия (1892 год) дизельные агрегаты стали устанавливать на поезда, корабли и тракторы. К 2015 году на дизельные автомобили приходилась примерно половина продаж в Европе, в то время как в традиционно враждебных к дизелю США их доля составляла ничтожные 3%.
Дизель. На молекулярном уровне дизельное топливо содержит больше атомов углерода в более длинных цепочках, чем бензин. Кроме того, солярку дешевле производить и меньше перерабатывать, чем, собственно, и были вызваны более низкие цены на нее на заправках... Раньше...
Однако крупнейшие транспортные компании выигрывают не на разнице стоимости дизеля, а за счет более низкого потребления соответствующих грузовиков и прочих видов транспорта.
Мы все знаем, что дизельные моторы прочнее, чем бензиновые, что проявляется в увеличенном весе важных компонентов. При любой скорости дизельный двигатель гораздо слышнее, чем бензиновый. Не забудем и про вибрации. Это потому, что в нем отсутствуют воспламеняющие топливо свечи зажигания. Аналогичный процесс в дизельном моторе осуществляется исключительно за счет сжатия топливовоздушной смеси, пока она не воспламенится сама по себе.
Отсутствие свечей зажигания является проблемой при низких температурах, когда воздух недостаточно горяч, чтобы зажечь топливо под давлением. Как правило, дизельные агрегаты дороже в производстве и обслуживании – частично из-за высокой степени сжатия. Это еще одна причина, по которой люди во всем мире покупают заметно больше бензиновых автомобилей.
Бензин. Бензин легче солярки. Частично вследствие этого он испаряется быстрее и более горюч. По сравнению с узкой полосой крутящего момента дизельных двигателей бензиновые агрегаты доставляют удовольствие на высоких оборотах и на более широкой кривой момента. Излишне говорить, что сжигание бензина проходит под более мелодичные звуки, лишенные сельскохозяйственного тарахтения дизеля (хотя нужно признать, что современные дизели уже достаточно бесшумны).
Бензиновые моторы не обладают таким запасом хода и крутящим моментом, как дизельные аналоги, но у них есть кое-что другое – лошадиные силы. Разумный способ дифференцировать крутящий момент и мощность заключается в следующем примитивном рассуждении: максимальная скорость обеспечивается лошадиными силами (и коробкой передач), а ускорение в основном зависит от Ньютон-метров. Проще некуда...
Еще одно различие между бензином и дизелем в том, что характеристики бензина определяются октановым числом (чем оно выше, тем больше сжатия топливо может выдержать перед воспламенением), а дизеля – цетановым числом (показатель скорости сгорания топлива).
Поскольку бензиновые моторы не сталкиваются с тем же уровнем стресса, что дизельные моторы, их легче производить и ремонтировать. Что у этих двух типов топлива общего – так это их ужасающее краткосрочное и долгосрочное влияние на здоровье и окружающую среду.
Яд. Скандал с выбросами Volkswagen – это не смешно, но люди продолжают показывать пальцем на дизельные моторы, даже не зная их степени загрязнения по сравнению с бензином. Дизельные двигатели, подходящие под нормы Евро-6, выделяют меньше углекислого газа (CO2), чем бензиновые агрегаты, но у бензинового мотора есть преимущества по оксидам азота (NOx). Какое воздействие имеют эти два невидимых яда?
Даже при условии, что бензин сейчас неэтилированный, по меньшей мере десяток опасных химических веществ проявляются в различных количествах во время и после процесса сгорания. Бензол и высокооктановые добавки являются наиболее канцерогенными. По данным Всемирной организации здравоохранения, 2,9% смертей в 2012 году были вызваны раком легких, трахеи и бронхов. Это пятая по распространенности причина смерти, погубившая 1,6 млн человек. К слову, диарея убила 1,5 млн человек в 2012 году. Этот показатель также сравним с ВИЧ и СПИДом.
С точки зрения экологии, самая большая проблема бензина – это фотохимический смог как следствие несгоревшего бензина и испарений из топливного бака. Поскольку CO2 тяжелее воздуха, он скапливается в низинах, вызывая смерть животных и детей. Диоксид углерода – это самый вредный из парниковых газов, потому что он делает больший вклад в глобальное потепление, чем все остальные парниковые газы, вместе взятые, и очень долговечен в атмосфере, но ни в коем случае не думайте, что дизель – это наименьшее из двух зол только потому, что он выделяет меньше CO2.
Ученые соглашаются, что оксиды азота из дизельной сажи вызывают больше потепления, чем CO2, в первое десятилетие после выброса в атмосферу. Однако, как говорилось ранее, эффект CO2 длится дольше, то есть речь идет о краткосрочном и долгосрочном ущербе. Одно ясно наверняка: выхлопные газы из дизельных двигателей безмолвны и смертельны.
Проблема с NOx состоит в том, что они вступают в реакцию с наиболее распространенными органическими веществами, включая аммиак. В худших сценариях соединения, полученные из оксидов азота, могут привести к биологическим мутациям. При солнечном свете NOx формируют озон, вызывая побочные эффекты: повреждения легочных тканей у детей, пожилых людей и астматиков. По сравнению с эффектом глобального потепления CO2 выбросы NOx представляют собой одну из основных причин глобального похолодания.
Как бы то ни было, мы должны в первую очередь думать об экологии и здоровье наших детей, а потом уже о расходе топлива нашего следующего автомобиля.