Найти в Дзене

Как оценки влияют на нашу жизнь

Оглавление

Мы привыкли навешивать ярлычки на любое событие и людей. Плохо, хорошо, правильно, неправильно, дурак, умный, глупый, слабый, сильный...

Вся наша жизнь так или иначе наполнена оценками. В обществе всегда есть некие критерии. Им надо соответствовать, чтобы тебя принимали.

Есть критерии событий и поступков, которые одобряются и «полезны» обществу.

Все, не соответствующее критериям, общество отвергает.

Это такой способ контролировать и управлять людьми.

Все воспитание основано на стремлении сделать ребенка принимаемым в обществе

Общество диктует образ «правильного=хорошего» человека. Родители чуть добавляют свое виденье этого и начинают оценивать ребенка в соответствии с этим образом. Совпадает поведение ребенка с «правильным», значит молодец, не совпадает – наказание.

Часто, в качестве наказания идет отвержение и неприятие той черты ребенка, что не совпадает с «правильным». Причем поведение и сам ребенок не разделяются. Взрослые оценивают ребенка всего целиком. Плохое неподобающее поведение — и ребенок сразу становится «плохим».

-2

Детская психика так устроена, что воспринимает все буквально, однозначно, глобально. У детей не накоплен критический опыт и знание, что все временно, относительно и изменяемо. Поэтому если ребенку постоянно говорят, что он плохой, то ребенок примет эту оценку за часть себя. Я такой…

Это знание записывается на подсознательном уровне и остается с человеком всю жизнь.

Современные родители более грамотные в воспитании детей и многие стараются оценивать поступок ребенка, а не его самого.

Привычка оценивать людей и себя целиком

-3

Но в самих взрослых живет привычка оценивать людей и себя целиком. Дети у таких родителей видят внешнее желание быть правильным и хорошим родителем, а также внутреннее сомнение и оценку себя.

Дети всегда чувствуют внутреннее состояние родителей. Дети учатся, копируя модель поведения родителя целиком, и внешние действия и внутреннее состояние. Поэтому если у взрослого правильное поведение, но внутри он сомневается, оценивает и ругает себя, то дети научатся делать так же. Замкнутый круг можно разорвать, убрав у взрослого сам механизм «оценки себя по образцу».

Чем мешают жить оценки?

  • Нет понимания, что оценка направлена на поведение и действие человека, а не на него целиком.

Неправильное поведение изменить можно. Но если неправильный сам человек, и это ощущается, как часть Я, то измениться невозможно. Единственный выход — не принимать «неправильную» часть себя, то есть перестать быть цельным.

2. Образ «правильного и хорошего» в обществе быстро меняется — человек не успевает перестроиться.

То, что было «хорошо» для советского периода, совершенно не подходит сейчас.

3. Размытые, несформулированные образы «правильного и хорошего» — часто, взаимоисключающие.

Создают большую степень напряжения и нервозности. Например, родители ждут от подростков, чтобы те слушались, делали, как им скажут. При этом, чтобы были самостоятельными и ответственными. К сожалению, это взаимоисключающие вещи.

4. В стремлении быть «правильным» теряется индивидуальность и понимание того, что хочет сам человек.

А когда правил нет, и никто не навязывает, как действовать дальше, возникает вопрос: Как дальше жить? Чего я хочу от жизни? Что правильно для меня?

5. Страх «оценки». Вернее страх наказания=отвержения, возникающее при не соответствии с «правильным» образом.

Очень трудно активно действовать в мире, когда постоянно боишься получить «2».

6. Подсознательное желание доказать родителям/учителям/любому авторитетному лицу в прошлом, что ты хороший, правильный…

Доказывать – почти воевать с миром, с людьми. Чаще всего это бессмысленно, особенно если вы уже не общаетесь с этими людьми, или они никогда не смогут вас оценить. Например, мой папа не может оценить меня, как психолога, потому что ничего не понимает в этом. Нет критериев оценки и правильного образа. Люди часто бегают, как в белки в колесе, в попытке доказать что-то. Но это похоже на бой с тенью, ее нельзя победить

7. Жизнь проходит, и время тратиться на то, чтобы вогнать себя в рамки, диктуемые обществом.

А как же творчество и душа? В обществе душа не учитывается. Никому не важно, что хочет ваша душа — важно, чтобы вы выполняли правила и были удобными.

Люди приходят в эту жизнь выполнить задачу души — и это важно. Именно на этом пути мир приобретает яркость, душа радуется и творит с наслаждением. Жизнь по душе дает единении с миром, а жизнь по правилам общества разделяет и ограничивает.


Татьяна Лебединец дипломированный психолог гештальт-терапевт, инструктор по Очищению сознания в Федерации Дао Северная Традиция.

Запись на консультации и обучение технологии Очищение сознания по тел. 8950-641-95-05