Найти тему
Artur Clark

Когда дело доходит до комиксов, давайте вернем литературную критику на полку

Оглавление
Уже второй год подряд Эдинбургский международный книжный фестиваль возвращается с Stripped; прядь, посвященная исключительно комиксам и графическим романам. Он даже заказал свой собственный графический роман – антиутопическое видение будущего Шотландии под названием IDP:2043 – в качестве центрального произведения. Но это поглощение комиксов в культурно высоколобой обстановке не должно оставаться бесспорным.

Несколько лет назад, на публичном интервью с Дэвидом Саймоном, создателем получившего признание критиков телесериала HBO The Wire. Собеседник Саймона, по-видимому, осажденный журналист широкого профиля, начал с сравнения серии с "Романом"; Саймон, казалось, был озадачен этим сравнением и попросил журналиста уточнить. Телешоу было похоже на роман, объяснил журналист, потому что это был текст “высокого качества". Саймон отверг это сравнение, но журналист, который также упоминал о кабельных службах Freeview, которые в то время не транслировались, как “Совет-Хаус Телли”, неоднократно возвращался к нему во время интервью.

Очевидно, что для этого журналиста Роман занимает престижное положение в иерархии форм, и поэтому сравнивать телесериал с Романом-значит отождествлять его с формой высшего телевидения. Тем не менее, сделав это и сделав свое идиотское замечание о Freeview, он укрепляет идею о том, что “высококачественным” текстом может наслаждаться только столь же искушенная аудитория.

Буржуазные книги

Мне всегда не нравился этот термин. Мне кажется, что он больше подходит для обсуждения таких текстов, как "Любовник леди Чаттерли" или "Пятьдесят оттенков серого", чем длинных последовательных художественных повествований. Я обнаружил, что он часто используется в попытке поднять некоторые комиксы и их читателей до более законного социального положения.

Ведь роман в том виде, в каком мы его знаем сегодня, достиг своего расцвета лишь сравнительно недавно, начиная с XVIII века. До сих пор он считался нишевым по сравнению с поэзией и драматургией и считался скорее развлечением для низших классов, чем “серьезной” литературой.

Алан Мур, один из самых известных и уважаемых писателей в области комиксов, отметил, что комиксы, выросшие в Великобритании в 1950-х и 1960-х годах, были «просто чем-то, что у вас есть, как рахит». В этом комментарии очевидна связь непритязательной текстовой формы с непритязательным социальным классом - рахит, являющийся условием, связанным в Британии с рабочим классом. Муру приписывают привнесение глубины и зрелости в комиксы с его «ревизионистским» сериалом супергероев «Watchmen», иллюстрированным Дэйвом Гиббонсом, который попытался представить реалистичный взгляд на жанр супергероя.

-2

Головокружение

Хранителям, наряду с «Возвращениями Темного рыцаря» Фрэнка Миллера, который предлагал столь же «грубый» взгляд на Бэтмена, - было уделено значительное внимание со стороны основных средств массовой информации, и регулярно использовалась фраза «комиксы не только для детей». В 1993 году его успех, наряду с «ревизионистским» подходом Мура к герою-монстру Swamp Thing 1970-х годов, привел к созданию «Головокружения», отпечатка комиксов DC с целью обеспечения «утонченного ожидания» для «зрелых читателей».

В то время как сам Мур не писал для «Головокружения», импринт был ответственен за продвижение по карьерной лестнице нескольких других британских писателей, в частности, Нила Геймана и Гранта Моррисона, чьи серии «Песчаный человек» и «Патруль Рока», соответственно, предлагали радикальные переосмысления существующих персонажей DC, которые бросил вызов и в конечном итоге пересмотрел жанр супергероя.

В частности, Гайман продавал «Головокружение» и сам по себе как романист, который, как оказалось, работал в области комиксов; Образ Гаймана как «серьезного» писателя был дополнительно подчеркнут предисловиями и одобрениями прозаических романистов, которые сопровождали собранные издания «Песочника», включая описание сериала Норманом Мейлером как «комикс для интеллектуалов» и появление Шекспира в комикс, где он был представлен как производящий высококачественную, популярную беллетристику - очень как сам Гайман.

Роковой патруль Моррисона дал свое название академической книге Стивена Шавиро "теоретическая фантастика о постмодернизме", Doom Patrols, в которой он описывает потребление комиксов как “все так отличается от привычек высоколобой литературной культуры”. Это происходит потому, утверждает Шавиро, что “комикс имеет поклонников больше, чем "читателей"."Сегодня, конечно, фэндом, особенно “гик-культуры”, такой как комиксы и научная фантастика, проник в основную культуру, о чем свидетельствует массовый успех ряда супергеройских блокбастеров Marvel Studios, включая трилогию "Мстители" и "Железный человек", а также рост продаж комиксов как в одиночном выпуске, так и в собранном виде.

-3

Но этот успех комиксов также увеличил количество "читателей", которые стремятся определить, как это сделал интервьюер Саймона, некоторые интеллектуальные заслуги в комиксах. На первый взгляд это кажется прогрессивным шагом, но я задаюсь вопросом, не является ли это включение и кажущееся возвышение комиксов на самом деле сокращением.

Будучи поглощенной высоколобым литературным дискурсом, форма комикса часто рассматривается, в лучшем случае, как версия прозаического романа. Властные структуры, лежащие в основе понятий "качество” и “легитимность”, также сводятся к простым "фактам жизни". Я не говорю, что комиксы недостойны академического исследования – все так и есть, но их следует воспринимать на их собственных условиях, а не на условиях устоявшейся литературной критики. Они не требуют никакого возвышения.