В 1970 году на Манхэттене в Верхнем Вест-Сайде, группа мужчин, женщин и кукол разных возрастов и расцветок упорно работали, чтобы закончить первый сезон детской ТВ-программы, второй сезон которой еще не утвердили. Они проводили эксперимент, чтобы выяснить, можно ли использовать телевидение, чтобы лучше подготовить детей из неблагополучных семей к детскому саду и школе. Тогда они не знали, что начинают культурную революцию, которая затронет всех американских детей.
Улица Сезам была революционной во многих отношениях, не в последнюю очередь в том, что она охватила темы, о которых до этого не говорили с детьми. 1970 год не был особенно радостным с точки зрения взрослых, он был поглощен антивоенными протестами, страхами перед эко-апокалипсисом и жалобами на города Америки, многие из которых балансировали на грани нищеты. Тем не менее, Улица Сезам каким-то образом обосновалась в тех самых условиях, которые оплакивали жители страны.
Творческая команда «Улицы Сезам» наполнила этот набор радостью, создав инновационную визуальную смесь неряшливости и нежной психоделии, которая очаровывала детей, а иногда и взрослых. Сегодня это шоу, его песни, внешний вид, формат и кукольные персонажи знакомы нескольким поколениям в разных странах. Но во время своего становления Улица Сезам была настолько радикальной, что вызывала смешанные чувства даже у участников шоу. Лоретта Лонг, которая играла Сьюзен, яркую фигуру программы, вспоминала, как напугала своих родителей дома в сельском Мичигане, когда в 1969 году она описала свою новую работу, которая для них звучала как галлюцинация, вызванная наркотиками.
Я сказала маме: «Это образовательное шоу, и я буду сидеть на крыльце, разговаривая с восьмифутовой желтой птицей! » Как только я произнесла эти слова, я уже знала, что сказанное было ошибкой. Моя мама стала очень тихой. Она передала телефон моему отцу. Он был прямолинеен:
- Ты собираешься делать это, когда вернешься домой с реальной работы, верно, детка?
- Ну, папочка, это и будет моя настоящая работа!
Создатели шоу определили социальную проблему, заключающуюся в том, что дети из неблагополучных семей посещали детский сад без навыков обучения своих сверстников из среднего класса. Потенциальное решение они видели в использовании телевидения для того, чтобы лучше подготовить этих обездоленных детей к школе.
Что примечательно, с сегодняшней точки зрения, у продюсеров «Улицы Сезам» не было финансовых стимулов делать то, что они делали. Это не было предпринимательское начинание. Единственным богатством было «человеческое богатство» - неиспользованный потенциал детей из неблагополучных семей, вклад, который эти дети могут внести в широкий мир, если только дать им шанс.
Довольно скоро, в след за Улицей Сезам возникли различные видео-сериалы, короткометражки и анимационные фильмы, в которых создатели помогали детям изучать таблицы умножения, грамматические правила и т.п.
Что нового было в этих шоу по сравнению с программами для детей, которые им предшествовали? Они не смотрели на свою аудиторию свысока, а говорили на равных, признавая, что дети живут в окружении, а не обособленно. Этот уважительный, чуткий подход к вовлечению детей превзошел все ожидания своих создателей, охватывая не только целевую аудиторию нуждающихся детей, но и практически всю дошкольную Америку. Некоторые песни и истории из шоу были включены в учебные планы тридцати пяти из пятидесяти штатов!
Это был удивительный период, когда несколько решительных людей доказали, что с упорством и совместными усилиями они могут изменить жизни миллионов людей.
Статья написана на основе книги Дэвида Кампа "Солнечные дни. Революция детского телевидения, которая изменила Америку".