Найти тему
КИНОФАРВАТЕР

Почему трилогия "Хоббита" хуже "Властелина Колец"?

Такой вопрос я задал себе, когда пересмотрел трилогию Хоббита, потому что те эмоции, которые я испытал при "Властелине Колец" - не повторились.

Начать надо с плюсов, разумеется...

"Хоббит: Нежданное путешествие". Режиссер: Питер Джексон. США, Новая Зеландия. 2012.
"Хоббит: Нежданное путешествие". Режиссер: Питер Джексон. США, Новая Зеландия. 2012.

Во-первых, грамотное перенесение текста на экран.

Чего только стоит первая сцена "доброго утра" и разговора Бильбо и Гэндальфа. И ты думаешь, что это будет лучшая экранизация на свете! Но я говорю именно про диалоги и как они интегрированы в фильм, а не события и факты, это важно.

Потом сама атмосфера фильма, музыка, декорации, спецэффекты, сцены боя - великолепны!

Все в тонусе и в духе Джексона, но при этом мы можем видеть и нечто новое в его режиссуре: умелое "утяжеление" сказки Толкиена и более суровое повествование, которое схоже с "Властелином Колец", таким образом это уже не сказка для детей, которая изначально таковой и являлась, когда ее написал Толкиен, но тем не менее, она сохраняет тон чего-то доброго и наивного: добро и зло, долг и бесчестие, дружба и предательство - и это все очень подкупает своей искренностью.

В-третьих, актеры.

Кажется, что Питер Джексон не умеет выбирать плохих и не подходящих актеров для своей роли. В театре, например, говорят:

"Правильное распределение ролей - 50% успеха"

А с таким Бильбо, все 100! Потрясающая совместимость комичности, храбрости, трусости, интеллекта, сноровки и все это идеально сбалансировано, нигде не пережимается.

И кажется потрясающими подобные сцены с желудем, где Торин говорит, что "не богатый трофей" он вернет домой, а Бильбо отвечает:"Да, но ведь он вырастет" - и это настолько трогательно и по Бильбовски, что невольно роняешь слезу. Или сцена, где Бильбо в ярости убивает паука из-за кольца и понимает, что с ним происходит нечто странное, что он раньше не испытывал. Это очень сильная сцена!

Но, увы, я более не нахожу плюсов, хотя сказанные выше слова - уже повод посмотреть это, безусловно, хорошее кино!

"Хоббит: Пустошь Смауга". Режиссер: Питер Джексон. США, Новая Зеландия. 2013.
"Хоббит: Пустошь Смауга". Режиссер: Питер Джексон. США, Новая Зеландия. 2013.

Дорога туда и обратно и так сотню раз...

Увы, главные претензии таковы: растянутость фильма и не нужные акценты, коих было очень много, а какие-то и вовсе выдуманы режиссером. Во время просмотра казалось, что смотришь режиссерскую версию с дополнительными материалами, но даже во "Властелине Колец" подобный формат был уместнее.

Я не из тех, кто смущается долгого хронометража фильмов. Я смотрел "Ирландца", "Апокалипсис сегодня", "Двадцатый Век" Бертолуччи, идущий 5 с половиной часов и "Гитлер - Кино из Германии", растянутого на 7 с половиной часов и претензий к этим фильмам нет. Фильм может идти сколько угодно, если он офигенно снят. Но в случае с "Хоббитом", возникает много вопросов.

Я не буду строить свои претензии вокруг того, что сказку растянули на три фильма и поэтому какие-то линии пришлось домучивать до конца. "Властелин Колец" тоже иногда отходит от первоисточника, но зато какое это кино?! Значит дело не в подробном переложении книги на экран.

Вот, что на мой взгляд портит и тормозит трилогию и всё можно было бы уместить в один 3 с половиной часовой фильм, если бы не эти сюжетные линии и экшен выпендрежи.

1. Сюжетный мост между трилогиями. Зачем вплетать эту сюжетную линию? Ведь можно все оправдать тем, что зло еще не пробудилось. Не будет вопросов касательно того, почему Бильбо не видит Око Саурона, но можно было бы на это намекнуть. И это уже есть в гениальной сцене, которую я отметил среди плюсов. Актер все сыграл. Удочка заброшена, зачем нужно делать целую сюжетную линию с "некромантом", Сауроном, Саруманом, Галадриэль, намек на ментальную связь дракона и Саурона.

Да даже линия Радагаста, которая раздута до как-будто еще одной сюжетной линии. Это уже пару с половиной часов так точно, которые тянут на отдельный фильм!

А ведь изначально так и планировалось. Когда у режиссерского кресла должен был быть еще Гильермо Дель Торо, говорилось об одном фильм Хоббита и двух фильмов апокрифов, которые бы поясняли причину возникновения Саурона и растущей силы кольца, которое взывает к своему хозяину. Но из-за продюсеров, которые хотели трилогию, они сделали две линии, якобы совместив в одну, и это ужасно тормозит процесс, сбавляя весь интерес главной сюжетной истории на "нет". Это ведь "Дорога туда и обратно", а не "Дорога туда, привал, встреча с некромантом, древним злом и победа над ним, но не совсем и обратно.".

Далее по мелочам, которые раздули на час-другой...

2. Встреча с Беорном и очень долгая не смешная сцена вылезания гномов по одному из его дома, что является парафразом, когда каждый из гномов появляется в доме у Бильбо. Это не настолько смешно, чтобы второй раз демонстрировать эту же шутку в других предлагаемых обстоятельствах. Дальнейший разговор и развитие сюжета в эту сторону вообще не нужны...

И вообще некоторые шутки, хотя и замечательно обыграны, ну, очень затянуты. Это того не стоит! Я не против уместного упоминания Беорна в фильме, я против трясины, которую эти сцены создают, чтобы еще раз подвести к некроманту, которого здесь быть не должно.

3. Леголас и Тауриэль, которые вообще здесь не нужны.

Эльфийка создана режиссером, для бессмысленной любовной линии между ней и гномом, которая вообще никак не трогает, потому что придумана и развивается с изначально мертвой точки. Насколько подробно и мощно сделана подобная линия между человеком Арагорном и эльфийкой Арвен, но там это было сильно, подробно и уместно, а здесь мимолетная встреча, которая сюжетно на минут сорок тянет, а если вообще убрать эту пару эльфов, фильм сократиться на час точно.

Хотели впихнуть Леголаса и сыграть на ностальгии? Намекните его присутствие в королевстве эльфов. Оно там уместно, ведь он реально сын Трандуила. И всё! Не надо впендюривать его в каждую боевую сцену, которая тормозит фильмы и отвлекает от главного. И, да...

4. Бои и бесконечные схватки. Я похвалил боевку и от своих слов не отказываюсь.

Трюки и бои придуманы потрясающе, особенно восхищают придумки, которые характеризуют разные армии в последней части трилогии. Развязность и бравада гномов характерна только для них, украшает характер их боя и технологичность боевых машин против стрел. И все это кардинально отличаются от четкости, синхронности и благородства эльфов, а также контрастом служит и грубость и твердолобость орков, которые идут напролом.

И это круто! Но это затянуто! Ну невозможно смотреть на бесконечный экшен ради экшена. Сцена с бочками, закрытие водных ворот и дальнейшая погоня эльфов с орками. Сели в бочки и попали в Озерный Город. Как в книге. И всё! И суть не в том, что так было в книге, поэтому вы обязаны так были сделать, а то, что в книге, даже в мультике 1977-ого года все динамичнее и интереснее. Битва на санях в последней части, когда они в упряжке на козлах по льду. Не нужное нападение орков на Озерный город и битва Леголаса. И вообще линия Азога раздута там, где она не нужна. Сделайте одного антагониста, коим и являлся Болг (сын Азога) и все. Остановитесь! Слово, которое хотелось повторять вновь и вновь.

5. Разделение гномов: кто-то пошел на гору, кто-то остался в Озерном городе. Чтобы, вероятно, продлить любовную линию, но она здесь не нужна, как и ранение стрелой одного из гномов...

6. Битва гномов с драконом. Зачем? Уберите эту ненужную линию и фильм не изменится! Они уже несколько раз доказали, что они не из тех, кто останется умирать, "испустив последний вздох", зачем это еще раз показывать. Утомляющая сцена, где "великий" дракон не может испепелить кучку гномов, учитывая, что он целое гномье царство уничтожил...

7. Лучник, который не являлся контрабандистом, а был важным человеком в городе. Все это тоже тормозит сюжет и расставляет глупые акценты.

8. Бургомистр и советник, которые думают, что делать с Бардом. Господи, какая же это долгая и не интересная сцена-развитие. И вообще линия советника, конечно, смешная и хорошо балансирует на свою юморе. Но очень бессмысленная. Не об этом же фильм...

9. Ну и такая претензия, которую все-таки припишу, хотя она из серии "не так было в книге". Про уязвимое место дракона узнал Бильбо и дрозд рассказал об этом гномам и Барду и тот поэтому убил дракона, а не потому что он знал об этом изначально из-за опять не обязательного прошлого Барда...

"Хоббит: Битва Пяти Воинств". Режиссер: Питер Джексон. США, Новая Зеландия. 2014.
"Хоббит: Битва Пяти Воинств". Режиссер: Питер Джексон. США, Новая Зеландия. 2014.

Да, ну и смешно смотреть начало третьего фильма с убийства того, кого боялись люди, эльфы, орки и гномы...

Акценты и тонна лишних линий сюжета испортили фильм, хотя он и безусловно хорош. Но на один раз... Кино не вызвало щемящего чувства авантюризма. Ты с удовольствием делаешь шаг, вместе с Бильбо, думая "опасное это дело... Выходить за порог", но путешествие кажется это в итоге очень утомительным, хотя и наполненным своим очарованием, задумками и атмосферой.

__________________________________________________________________________________________

Вуди Аллен негодует...
Вуди Аллен негодует...

А какое Ваше отношение к трилогии-приквел? Пишите в комментариях и оставляйте свои "нежданные" лайки!

Подписывайтесь! И будьте здоровы! Всем добра!