Найти тему
MC Theory

Как построить любой народный лад на гитаре или клавишных

Лады народной музыки

 

Тема модальных ладов народной музыки – натуральных ладов – очень обширна. Каждому ладу будет посвящена отдельная статья с примерами использования в современной музыке, а начнем с общего обзора этих ладов.

 

Лады народной музыки, что логично, возникли очень давно и сложились в систему в Древней Греции. Конечно, мы доподлинно не узнаем, как они звучали, с тех пор изменились и музыкальный строй, и музыкальные инструменты, и само наше восприятие музыки. Но сохранились названия, образованные от Греческих провинций, и известны принципы построения этих ладов, которые обрели «вторую жизнь» в эпоху Ренессанса, и новое возрождение в веке ХХ. История этих ладов сама по себе чрезвычайно интересна, в том числе и то, как средневековые монахи капитально перепутали их наименования. Но сейчас мы сосредоточимся на практике, при этом будем использовать привычные, сформировавшиеся в средних веках, названия. 

 

Самый простой способ для знакомства со звучанием народных ладов – это последовательно сыграть гамму на всех подряд белых клавишах, сначала от С, потом от D и так далее до B.

 

Лады народной музыки
Лады народной музыки

Все лады народной музыки образуются путем составления разных вариантов тетрахордов, о которых я писал в прошлой статье. Если вы ее не читали, то прям советую, это значительно упростит понимание устройства ладов – https://zen.yandex.ru/media/id/5ea04b854365d108b6cf9fb5/kak-vyuchit-vse-lady-5ebd6c31cd80c0598acf89d0

Базовыми являются три тетрахорда: Ионийский – полутон на третьем шаге, Дорийский – полутон на втором шаге, и Фригийский – полутон на первом шаге. 

Три варианта тетрахорда
Три варианта тетрахорда

Сначала, используя связующий тон посередине между тетрахордами, мы получим первые три лада. Затем, переставив связующий тон в начало и в конец, мы получим еще шесть ладов, два из которых будут идентичными. Отбросив одинаковые, мы получаем семь ладов:

 

Состав всех ладов из тетрахордов
Состав всех ладов из тетрахордов

Формула для всех ладов в тонах:

 

Ионийский: Тоника – Т-Т-П-Т-Т-Т-П

Дорийский: Тоника – Т-П-Т-Т-Т-П-Т

Фригийский: Тоника – П-Т-Т-Т-П-Т-Т

Локрийский: Тоника – П-Т-Т-П-Т-Т-Т

Лидийский: Тоника – Т-Т-Т-П-Т-Т-П

Миксолидийский: Тоника – Т-Т-П-Т-Т-П-Т

Эолийский: Тоника – Т-П-Т-Т-П-Т-Т

 

Со следующей статьи начнем подробно разбираться с каждым ладом, особенностями звучания и примерами использования в музыке. Если материал показался вам полезным, то поставьте, пожалуйста, «лайк» и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи. Это поможет и продвижению канала. На все вопросы с удовольствием отвечу в комментариях.