Найти тему
RTA agenda

Бизнес Китая в постпандемию: тренды, анализ, кейсы

Оглавление

Пандемия коронавируса нанесла серьезный удар по целым отраслям экономики множества стран. При этом если Россия или страны Европы только начинают выходить из кризиса, то первая пострадавшая страна — Китай — уже может делиться успешным опытом: с середины марта более 90% крупных предприятий Китая возобновили работу, открылись торговые точки западных брендов (Apple, Nike, Adidas), а 99% случаев заболевания коронавируса — завозные. Компания Qumin, которая помогает глобальным брендам зайти в Китай, а китайским — на международный рынок, составила отчет о последствиях пандемии в Китае и новых возможностях.

Путешествия и туризм

Туристическая отрасль получила сильнейший удар: все путешествия были запрещены. Сейчас ограничения постепенно снимаются. 40% достопримечательностей самого высокого уровня (5А) открыли системы онлайн-бронирования с бесплатной отменой. Некоторые места можно посетить онлайн: выставки, трансляции из зоопарка, вишневые сады в Ухане.

Ожидается рост оздоровительного и медицинского туризма и спад в области шопинг туров и культурных поездок.

После двухмесячного карантина китайцам хочется сменить обстановку, и они готовы на это потратиться: более 60% путешественников хотят потратить на поездку более $1400.

Положительные примеры

Санья

Все основные туристические объекты в курортном городе Санья на острове Хайнань возобновили работу. Их уже посетили 74 000 туристов, около 23 000 сотрудников вернулись к работе. Город также присоединился к инициативе Всемирного фонда охраны природы «Природа без пластика». Это очень обрадовало интернет-пользователей, которые убеждены, что Хайнань станет «Гавайями Востока».

C-Trip

В марте платформа C-Trip всего за час живой трансляции продала путевки на сумму 10 млн юаней. Трансляцию провел президент компании C-Trip на платформе Douyin (TikTok).

Цветение вишни

Цветение вишни ассоциируется у китайцев с городом Ухань. Уханьский университет – одно из самых живописных мест в этот период. С 16 по 25 марта университет проводил прямую трансляцию цветения вишни на платформе Weibo. Только в первый день трансляцию посмотрели 400 млн человек.

Здравоохранение

Запрос на «бесконтактную» медицину в период карантина привел к появлению в интернете множества медицинских услуг и продуктов. Развились онлайн-платформы и телефонные службы. Некоторые крупные бренды (Alibaba, Tencent, Huawei) открыли собственные медицинские онлайн-сервисы.

Сейчас в стране телемедициной занимаются свыше 1000 компаний, услугами которых пользуются 13 000 пациентов. Эта цифра будет расти, согласно исследованиям Bain Consulting сейчас 64% населения интересуется телемедициной, а 97% считают, что станут использовать цифровые услуги чаще и в большем объеме в ближайшие 5 лет.

Положительные примеры

Baidu Health

Более 100 000 врачей, работающих на платформе Baidu Health, провели уже более 15 млн бесплатных консультаций. Платформа также проводит прямые трансляции, в ходе которых врачи отвечают на вопросы в режиме реального времени. Пользователи доверяют этому сайту, поскольку компания Baidu хорошо зарекомендовала себя как главная поисковая система в Китае, а «Байдупедия» считается надежным источником информации.

Ping An Good Doctor

Платформа Ping An Good Doctor предлагала бесплатные маски пользователям, установившим приложение. Платформа также проводила медицинские консультации совместно со сторонними приложениями и известными по всей стране врачами. Благодаря этому на фоне общей ситуации в Китае с декабря 2019 г. по январь 2020 г. количество новых пользователей увеличилось на 900%.

Спорт и фитнес

Спрос на онлайн-услуги, связанные со спортом и фитнесом, продолжает расти большими темпами. Люди стремятся использовать онлайн-платформы для домашних занятий, несмотря на открывающиеся фитнес-залы. В ответ на это большинство крупных брендов открывают и развивают онлайн-магазины.

В апреле вырос спрос на товары для спорта и похудения. Например, на платформе T-mall продажи выросли на 150% процентов в сравнении с мартом.

Положительные примеры

Douyin

Видеоплатформа Douyin (TikTok) совместно со знаменитостями и инфлюенсерами запустила «онлайн-спортзал», который проводит тренировки в прямом эфире. Опубликованные на платформе видео с хештегом #homeworkoutideas набрали 1,2 млрд просмотров. В качестве удачного примера можно привести компанию Nike, которая проводит трансляции для бегунов, любителей баскетбола и т.д.

Xtep

Китайский спортивный бренд Xtep перевел в онлайн все 4000 своих офлайн-магазинов, которые теперь работают через мессенджер WeChat. Конверсия достигла 16%, а общая сумма продаж составила $1,1 млн в день. Исходя из этого тренда, компания Xtep решила скорректировать свою стратегию на будущее, и теперь их офлайн-продажи будут составлять всего 20-30% от общего объема.

Домашняя еда

С начала карантина в Китае резко вырос спрос на контент о приготовлении еды. Например, на видеоплатформе Bilibili кулинарные видео набрали более 580 млн просмотров. Количество скачиваний приложений с рецептами выросло вдвое. Выросли продажи кухонной техники. Например, на платформе T-mall продажи сэндвичниц выросли на 1500% по сравнению с прошлым годом, а продажи мультипечей – на 659%.

Карантин переломил годами доминирующий в Китае тренд на дешевый фастфуд и еду на вынос. Из-за пандемии миллионы людей снова начали готовить дома. Более того, домашняя еда кажется более безопасной, а тренд на здоровье будет только усиливаться.

Положительные примеры

Shanben

Платформа T-mall провела кампанию к Международному женскому дню, в рамках которой Lijiaqi (самый популярный стример в Китае) и кулинарные инфлюенсеры на Douyin (TikTok) рекомендовали мультипечи Shanben. В результате продажи в марте составили $4,5 млн.

Предметы роскоши

Старые люксовые бренды все активнее осваивают интернет. Эта тенденция намечалась и раньше, но пандемия ее значительно ускорила. Модные показы онлайн, прямая трансляция событий и проведение мероприятий в онлайн-магазинах стали новыми трендами этого года. В Международный женский день продажи люксовых брендов на T-mall выросли на 300% по сравнению с прошлым годом.

Власти Китая призывают людей тратить деньги, чтобы восстановить экономику. Из-за отмены отпусков и путешествий многие китайцы совершают «покупки мести» и тратят деньги на люксовые товары преимущественно китайского производства.

Положительные примеры

Модные показы

Из-за эпидемии международные недели моды отложены на неопределенный срок. Вместо этого 13 люксовых брендов (среди них Burberry, Chanel и Dior) приняли участие в трансляции модного показа онлайн на платформе Douyin (TikTok).

Прямая трансляция показа Dior в Париже 25 февраля привлекла более 10 млн зрителей, а публикации с хештегом компании набрали более 100 млн просмотров.

Магазины T-mall

Люксовые бренды открыли официальные флагманские магазины на платформе T-mall, чтобы их аудитория в Китае могла делать покупки.

Магазин Cartier открылся 9 января, Kenzo – 17 января, Prada – 14 марта, Alexander Wang – 18 марта, Giorgio Armani – 20 марта, Miu Miu – в конце марта.

Также 18 числа каждого месяца T-mall будет проводить «День нового люкса».

Красота и мода

Сфера красоты и моды стала самой привлекательной для китайцев после снятия карантина — рост с февраля составил 365%.

При этом отрасль все больше уходит в онлайн. Важным маркетинговым инструментом становятся прямые трансляции. Почти 1000 брендов одежды и косметики провели прямые трансляции в WeChat в Международный женский день. Для некоторых брендов конверсия составила 40%.

Рост объясняется «покупками мести» — китайцы хотят поднять себе настроение на фоне отмененных поездок, к тому же воспользоваться услугами салонов красоты в карантин было невозможно.

На фоне общего внимания к здоровью в этой сфере будет усиливаться тренд на здоровые и экологичные средства.

Положительные примеры

Шанхайская неделя моды

Из-за социального дистанцирования живая аудитория не могла присутствовать на Шанхайской неделе моды. Вместо этого 24-30 марта была проведена первая «облачная неделя моды»на T-mall с участием 150 брендов одежды (Converse, Miss Sixty, Staccato, Boy London, Urban Revivo и др.).

Модели ходили по подиуму, окруженному зеленым экраном. Организаторы создали потрясающее футуристическое визуальное оформление с помощью технологий дополненной реальности.

Perfect Diary

Международный женский день стал положительной поворотной точкой для многих брендов. Продажи бренда Perfect Diary с 1 по 8 марта выросли на 320% на JD.com и на 29% на T-mall.

Товары повседневного спроса

Интернет-магазины стали лидерами по продажам товаров повседневного спроса. После снятия карантина сервисы доставки могут долго оставаться востребованными, поскольку покупатели еще боятся людных мест. Кроме того, доставка — это удобно.

Также аудитория интернет-сервисов значительно пополнилась старшим поколением, которое раньше практически не делало покупки в интернете. Теперь же людям старше 40 лет пришлось научиться.

Положительные примеры

Mengniu

Mengniu – один из ведущих производителей молочной продукции в Китае. Компания начала рекламировать и продавать свою продукцию в тысячах супермаркетах по всей стране с помощью сервиса по доставке продуктов Ele.me.

Компания подчеркивала, что «в каждых 100 мл молока содержится 3,6 г молочного белка» и, что молоко является хорошим дополнением к здоровой диете.

Всего за шесть дней (18-24 марта) Mengniu продала почти 1000 тонн молока.

Уханьская лапша

Так называемая лапша горячей сушки – известное блюдо, которое готовят в Ухане.

20 марта People.cn и Tencent запустили кампанию на H5 по приготовлению «порции теплой лапши горячей сушки». Кампания призывала интернет-сообщество проявить доброту и любовь к самой пострадавшей провинции Китая.

На странице показано более 5 млрд приготовленных порций лапши.

Цветение вишни

Март известен как сезон цветения вишни в Ухане. В этом году вышла лимитированная партия шоколадных палочек Pocky, чипсов Lays и печенья Oreo со специальными наполнителями розового цвета.

Прямые трансляции от фермеров

Платформа Taobao запустила проект по организации прямых трансляций для фермеров. Планируется, что он поможет более чем 200 тыс. фермеров в продаже сельскохозяйственной продукции. Фермеров обучат делать трансляции и будут предоставлять им техническую поддержку. Пилотные запуски были уже в 2019 году, но сейчас это стало особенно важным.

Онлайн-образование

Сфера онлайн-образования переживает стремительный рост. По прогнозам Министерства образования Китая, его объем в этом году составит $434 млн. Уже в середине марта половина всех учащихся Китая посещала онлайн-уроки на платформе DingTalk от Alibaba.

Карантин подвигнул многих обратить внимание на дополнительные онлайн-курсы. Это менее затратно и предоставляет больше возможностей выбора направления. Кроме того, жители не самых крупных и развитых городов восприняли это как возможность компенсировать разницу с образованием в более развитых городах.

Положительные примеры

51 Talk

51 Talk – крупнейшая в Китае онлайн-школа английского языка запустила рекламу своих курсов с участием известного молодого артиста Wang Junkai.

Реклама набрала 1,79 млрд просмотров и 31,67 млн обсуждений на Weibo.

Yuanfudao

Yuanfudao, крупнейшая образовательная платформа для учащихся младших и средних классов, в течение 6 недель предлагала бесплатные курсы, чтобы привлечь новых пользователей. В результате этой кампании общее число пользователей платформы достигло 400 млн. Только в марте курс Zebra AI Class от Yuanfudao принес более $42 млн.

Дом

Карантин запер людей в квартирах, и они смогли рассмотреть их очень внимательно, а некоторые — даже возненавидеть свои интерьеры. Среди потребителей возник запрос на обновление обстановки.

Растут продажи экономичной и полезной для здоровья мебели, особенно среди молодежи. Также вырос спрос на игры, батуты и горки, которые молодые семьи покупают для детей.

Положительные примеры

Ikea

В связи с закрытием офлайн-магазинов Ikea совсем недавно запустила сайт и мобильное приложение для Китая.

Также 10 марта Ikea открыла свой флагманский онлайн-магазин на T-mall, в котором 1,28 млн новых пользователей могут купить более 3800 популярных товаров и предметов интерьера.

Игры

Игровая индустрия в Китае всегда была мейнстримом, но карантин сделал игры еще популярней. В феврале количество скачиваний в неделю увеличилось на 80%. С развитием сетей 5G ожидается, что количество пользователей онлайн-игр в Китае в следующем году достигнет 373 млн.

Положительные примеры

Honor of Kings

Honor o f Kings и Tencent News провели совместную кампанию «покупок вслепую».

Также на QQ Music была выпущена песня из игры в исполнении известного китайского певца Wang Sulong.

С 21 марта на медиаплощадках с возрастным ограничением 13+ проходит кампания «Игры дома», в рамках которой каждую субботу проводятся живые трансляции с участием лидеров мнений из киберспорта и знаменитостей.

Tencent x Huawei

Tencent, владелец мессенджера WeChat и крупнейший в мире производитель игр, разработает облачную игровую платформу GameMatrix на базе мощного процессора Kunpeng от Huawei. Этот проект будет связан с использованием искусственного интеллекта и дополненной реальности в играх.

Резюме

Пандемия привела к двум сильным тенденциям: возвращение к естественному и здоровому и переход в удобное и технологичное будущее.

  • Благодаря пандемии люди обратили внимание на здоровье, экологию, природу, приготовление домашней еды;
  • Резкое развитие и популяризация интернет-технологий сделали нормой онлайн-платформы и прямые трансляции. Человечество вступило в новую фазу онлайн-реальности;
  • Стремительно развиваются бесконтактные сервисы;
  • Китайцы сейчас стремятся жить в настоящем и извлечь выгоду из любой ситуации. Бренды учитывают это желание;
  • Завоевать доверие потребителя смогут только те бренды, которые понимают их насущные потребности и пытаются улучшить ситуацию;
  • Китайцы переживают насчет распространения вируса в мире, поэтому брендам, присутствующим в Китае, стоит доказать потребителям безопасность цепи поставок.

Источник: Qumin – 15Apr – Opportunities in China

Спасибо, что дочитали до конца!

Хотите стать экспертом в рамках рубрики или связаться для предложений и сотрудничества, пишите нам на почту или в телеграм. Контактное лицо: Никита Садиков, главный редактор рубрики #agenda R:TA n.sadikov@rta-moscow.com @Sadikov_Nikita

По вопросам сотрудничества с R:TA, увеличения продаж и доли рынка, разработки стратегии и креатива присылайте запросы сюда: nb@rta-moscow.com

Для оперативного получения новостей подписываетесь на наш телеграм-канал: https://tlgg.ru/agendaRTA