Вот и май. То тепло, то холодно. И "майские" уже прошли. И те, на которые шашлыки жарят и - День Победы. Уже писала о том, как прошел этот праздник в нашей семье в недавней своей статье "С Днем Победы, папа".
Не было в этот день никакого парада у нас, как и везде. И как везде, ездили по улицам грузовики, а на них -молодые ребята, одетые в солдатское, пели солдатские же песни. Кому-то - это просто мелодии. Под иные -и не потанцуешь. А кому-то - как прикоснуться к прошлому. Голодному. Страшному. Военному... Подпевают старики беззвучно. Всхлипывают. Стесняясь, утирают слезы. "Да это что-то в глаз, наверное, попало"...
В мамин двор не заехал никто, и песен ей не пели. Ей. Дожившей до 92 лет. Вдове фронтовика, участника Той войны. Военному пенсионеру...
...Мы на славу тот праздник отпраздновали. Но все равно прятали от мамы глаза и преувеличенно громко разговаривали. А она смотрела на нас и тоже делала вид. что все в полном порядке.
Нет.
Мою маму, кроме нас, с юбилеем Победы не поздравил никто. Ни военкомат. Ни Пенсионный фонд. Ни Совет ветеранов. Никто. Ни звонка. Ни открыточки плохонькой. А еще, говорят, были юбилейные медали...
Прошел праздник. И не знаю, чего меня понесло пройтись по инстанциям с вопросом "почему". Лучше бы не ходить мне было...
Пошла в городскую администрацию.
В городской администрации меня же сделали виноватой: а почему же вы не напомнили? Знаете, сколько у нас тут работы?
То есть вопросы задавали МНЕ. И задавала их чиновница, о которых, как под копирку, пишут сейчас, как они радеют за сограждан, советуя им "макарошками" питаться и "не скулить".
В конце короткой нашей беседы она сказала, что в этом году вдовам "положены" только открытки. А медали...Нет им медалей. И посоветовала сходить в военкомат, поскольку именно они должны были драгоценную эту открытку послать.
Пошла. "Ой, вы знаете, мы вроде посылали. Может, после придет. А вы сходите в Совет ветеранов. Может, они послали?"
Сходила. "Этот коронавирус! Тут с ума сойдешь. Да, ошибочка вышла..."
...Я пошла домой. Чтоб как-то маму успокоить (не утешить!), чтобы не думала она, что совсем уж не нужна государству своему, стала по дороге думать, что бы такое убедительное соврать.
Не пришлось.
Она по лицу моему (порода у нас такая -все на лице написано) все поняла и сказала:"Да пошли они..." И только вбежавшая в комнату мамина правнучка-малышка удержала ее от очень подходящей к случаю концовки этой фразы. А потом добавила: "Мне хватит отцовских наград."
В ее шкафу висит отцов китель с наградами. Есть там и юбилейные. Но большинство -боевые. Это о них она говорила, себя и нас утешая.
Вот так и прошел праздник.
На кладбище - не были. Не положили цветов. Не помолчали. Не поклонились. Не...
А еще я узнала, что региональные власти раздали медали эти, кроме тех, кому они положены, партийным активистам "за выдающийся вклад в военно-патриотическое воспитание" и прочим функционерам. И упаси Господь, маме об этом не рассказала. А когда уходила от нее, услышала следующее:"Не смейте ничего просить. И никуда больше не ходите. Я знать такое государство больше не хочу. Проживу и без них." А потом грустновато так улыбнулась:" Как и они без меня."
Что ж ты делаешь, государство? Ты кого поставило заботиться о стариках? Они - твои? Или -ничьи? Я не знаю...