Поляки хотели поднять против русских Украину, казачество и Кавказ. "Пусть поляки воюют под венгерскими знаменами; но пусть королевство польское остается в резерве для последнего удара!.. "
В разноплеменном австрийском государстве в 40-х годах 19 века, венгры очень боялись усиления славянских племен, поскольку могли потерять свое преобладающее значение в империи. В 1848 году волна революций прокатилась по Европе и захватила Вену. Немедленно волнения охватили и Венгрию. Закипела борьба между мадьярами и славянскими племенами, жившими на их территории. Австрия не могла сразу же потушить возникающий пожар в Венгрии.
Там во главе движения стоял диктатором Кошут, известный публицист, поэт и оратор; он требовал полной самостоятельности венгерскому королевству и воссоединения Венгрии с Трансильванией (трансильвания по-латыни "страна за лесом").
Началась борьба венгров со своими славянскими племенами, которые противились мадьяризации и проявляли приверженность австрийской империи. Славяне были порабощены именно венграми. Однако, интересы владычества мадьяр над славянами были общие с немцами.
Мадьяры надменно говорили: "Мы покорили славян силой оружия и имеем над ними право завоевания. Все, что мы даем им - наша милость, а на обязанность". Венгерские славяне подпали под тяжелое иго, были унижены и подавлены нравственно. Начались кровавые столкновения мадьяров со славянами и произошел полный разрыв венгров с австрийским правительством. Австрийцы прибегли к решительным мерам против венгерских притязаний.
20 ноября 1848 года император Фердинанд отрекся от престола в пользу племянника Франца-Иосифа. Интрига противостояния закручивалась. В Трансильвании мятежниками руководил польский генерал Бем, который успешно громил там австрийские войска. Вена послала в Венгрию армию, где им противостоял генерал Гергей с войском до 50 тыс. человек. Австрийцы не могли подавить восстание и весной 1849 года вся Венгрия и Трансильвания уже находилась под властью временного венгерского правительства. Дела австрийцев пришли в очень плачевное состояние.
Из императорской австрийской армии, перешли на сторону мятежников 26 батальонов пехоты и 59 эскадронов гусар - всего 41 799 человек и 6198 кавалерии. Венгры захватили 2402 орудия.
Последние события нанесли австрийской армии значительный ущерб, как в материальном, так и нравственном отношении. Войска упали духом; самоуверенность в начальниках исчезла. Решительный натиск венгров против главной австрийской армии мог легко привести к падению самой Вены.
Россия не могла допустить, чтобы рядом с ней возникло Мадьярское государство с антиславянской политикой. Николай I, посвятивший свою жизнь делу освобождения турецких славян от векового ига, не мог равнодушно смотреть, как на границе возникала новая Турция в венгерской форме. Тут же поляки производили волнения в Молдавии и Валахии, куда по соглашению с турецким правительством, Россия вела 5-й пехотный корпус. Участие польских легионов придавало мадьярам вполне враждебное направление русским интересам.
Становилось ясно, что если венгры уничтожат австрийскую империю, Россия станет лицом к лицу со множеством маленьких анархических республик, которые образуются на развалинах Австрии и Турции. Успехи венгерского мятежа против Австрии прямо вели к образованию из Польши, открытого к России пути всех враждебных европейских сил.
Это была явная опасность для России. Противопоставить какую-либо коалицию этой опасности не было возможности. Англия раздувала революцию на континенте; Франция сама стала жертвой революционной анархии; Пруссия бала слаба и ничтожна. Австрию нужно было спасать, даже если и совсем не хотелось. В сущности, русский царь собирался оказать помощь Австрии не из-за любви к ней, а потому что ее нужно было сохранить для своих интересов.
Николай I решил оказать императору Францу-Иосифу помощь совершенно самостоятельно, не требуя от Австрии возмещения своих военных издержек. Русский царь даже не стал настаивать о возвращении Галиции России, хотя об этом речь была, и австрийский император был готов на это.
Николай I решил направить в Венгрию сразу армию в 200 тыс. человек. Когда его спросили, зачем так много войск, он ответил: "Такая сила нужна потому, что эта война так непопулярна в моем государстве, что ее необходимо окончить в три месяца".
Сначала Франц-Иосиф долго колебался: принять ли предложение, но положение Австрии было настолько критическим, что медлить далее было нельзя. Сознание невозможности справиться собственными силами с венгерским восстанием, все более проникало в правительственные сферы Австрии.
Австрийцы пошли на соглашение с Россией, предоставив ей действовать самостоятельно. В конце апреля 1849 года Николай I повелел, заняв предварительно Галицию и Буковину, двинуть главные силы в Венгрию через Карпаты, направив отдельные отряды в Трансильванию. Начальствовать над армией поставлен фельдмаршал, князь Варшавский, граф Паскевич.
Не было тайной, что поляки имели замысел найти в венграх орудие восстановления своего королевства. Именно они интриговали и раздували пламя мятежа в Венгрии. Со всех концов мира они стекались сюда под знамя мятежников. Польские генералы возглавили некоторые венгерские армии. Дембинский и Бем создали сам план войны; более 20 тыс. поляков составили чуть ди не самую лучшую часть войска венгров во главе с такими генералами, как Высоцкий и другие.
Главной идеей поляков, вслед за венгерским восстанием, было поднять на мятеж Галицию и русскую Польшу и вооружить против России Дунайские княжества. Далее поляки планировали поднять против русских Украину и казачество. Все эти замыслы были зафиксированы в письмах князя Адама Чарторыйского (князь видел себя королем Польши) генералу Дембинскому от 5 июня 1849 года.
"Пусть поляки воюют под венгерскими знаменами; но пусть королевство польское остается в резерве для последнего удара!.. Нам необходимо действовать на провинции, подвластные России. Необходимо произвести военную экспедицию в Литву и на Украину, прежде чем допустить восстание в самой Польше. Поляки Кракова и Галиции не должны подыматься, пока их провинции не будут заняты венгерскими войсками. Но самый сильный способ действия против России заключается в организации экспедиции на Кавказ. Русские офицеры из поляков и литовцев отосланы русским правительством в кавказские войска. Вот там и должно произойти наше сближение с казаками. Необходимо чтобы почва была подготовлена польскими офицерами, чтобы там воцарился польский дух". (Из письма Адама Чарторыйского генералу Дембинскому)
Бем после успехов против австрийцев в Трансильвании собирался вторгнуться в Галицию, но местные жители были настроены против поляков и венгров и не оказали бы войскам Бема поддержки. Поляки просили Бема не входить в Галицию, из опасения, что при первом его шаге они будут вырезаны.
Первые русские появились в Венгрии у Градиша, прибыв по железной дороге, под командой генерал-лейтенанта Панютина, 3 мая, в числе около 11 тыс пехоты с 48 орудиями. Примерно в эти же дни прибывали и другие отряды. 5 июня русские войска четырьмя колоннами в общем количестве 100 тыс. человек в нескольких пунктах перешли венгерскую границу.
Когда известие о переходе русской армии достигло до временного правительства, то Кошут решил опереться на народные массы, возбуждая их религиозный фанатизм. Подспорьем тому служило преобладающее значение католического духовенства, отличавшееся особой ненавистью к "схизматикам" русским.
Кошут приказал молиться в церквах за избавление Венгрии от нашествия русских и поститься два дня в неделю. Во всех церквах служили молебны об избавлении от северных варваров. Но видимых результатов от религиозной экзальтации не было. На севере Венгрии жили славяне, а они с недоверием относились к духовенству, а к мятежу вообще враждебно.
Главные силы русских, наступая по перевалу через Карпатские горы около галицкого города Дуклы, разрезали Венгрию на две части и разделяли силы неприятеля. Первой колонной в количестве 53 тыс человек пехоты и 9 тыс. кавалерии, командовал фельдмаршал Паскевич. Одновременно 40 тыс. русских войск вошли в Трансильванию, поставив венгров в безвыходное положение. Такой маневр был причиной, что мятежники не решились оказать русским сопротивление в Карпатских теснинах.
Венгерские силы были разделены на четыре армии: Верхне-Дунайская под начальством Артура Гергея в количестве 58 тыс. пехоты и 13 тыс. кавалерии; армия на северной границе под начальством поляка Дембинского, который был сменен 6 июня на Высоцкого - около 18 тыс. пехоты и 2 тыс. кавалерии; южная армия - 30 тыс. пехоты и 6 тыс кавалерии; гарнизон крепости Петервардейна - 8 тыс. человек. В целом, вооруженные силы венгров вместе с резервами и ополчением доходили до 200 тыс. человек.
Лучшую часть венгерской пехоты составляли польские легионы, вооруженные хорошими ружьями и даже штуцерами. В венгерской армии они исполняли роль застрельщиков и сражались всегда в первых рядах. Остальная часть венгерской пехоты держалась преимущественно оборонительного образа действий.
Главной силой венгерских войск была артиллерия из орудий большого калибра, запряженных отличными лошадьми; прислуга была составлена из опытных артиллеристов.
Перейдя в Венгрию, русские войска двинулись четырьмя колоннами. Венгры проигрывали во всех боевых встречах и отступали на всех пунктах перед русской армией, несмотря на множество укрепленных и выгодных для них позиций. Противник даже не пытался дать решительный отпор, а ведь в вождях революции в Венгрии были и поляки: Дембинский и Высоцкий. Отряды неприятеля состояли преимущественно из поляков, жаждавших кровавой встречи с русскими.
Солдаты, бывшие на Кавказе, и передвигавшиеся по Карпатам удивлялись: "Так разве по Кавказу пойдешь, как здесь идем, да еще - вона с какими обозами? Нет, там и людей бы перебили, и обозы черкесских рук не миновали бы"! И действительно, русские войска переходили Карпаты, ни разу не встретив противника и даже не зная их сил.
Транспорты с продовольствием и припасами по 200 повозок двигались сотни верст по неприятельской земле с 5 конвойными и одним унтер-офицером. Войска шли по заранее разработанным маршрутам и не составляли никакой тайны. Не было ни засад, ни ночных нападений. На Кавказе одиночные люди, транспорты исчезали во множестве. Здесь же, никто не нападал, не было захвачено ни одной повозки, ни одного мешка муки.
Причина такой тишины была в несочувствии местных жителей славян венгерскому мятежу, русские здесь не столкнулись с народной войной. Наоборот, жители встречали войска радушно и сочувственно. Они потчевали русских сыром, превосходной водкой из слив, пирогами и огурцами. В селениях у каждого колодца стояли по два человека и накачивали беспрестанно воду для проходящих войск.
19 июня русские войска вошли в венгерский город Бартфельд, из которого противник очень быстро отступил. Город, бывший главной квартирой польского генерала Дембинского, был захвачен полковником С.А. Хрулевым с 50 казаками. Генерал Хрулев отличился во время Крымской войны 1853-1856 годов.
Почти все пленные в это время говорили по словацки, они сообщали, что большая часть венгерского войска дерется по неволе. Эти пленные принадлежали к ландштурму (ополчению). Кроме регулярных венгерских войск, объявивших себя на стороне революционного правительства, было у венгров еще ополчение, которое боевого значения не представляло. Ландштурм был грозен только вдали от неприятеля, но с его приближением ополченцы обыкновенно расходились, не сдерживаемые дисциплиной и не имея начальников.
Мятежники использовали ландштурм не иначе, как большими массами и обязательно с артиллерией, присутствие которой ободряло ополченцев. Ландштурм употребляли для защиты селений, переправ, ущелий, а также, для сопровождения транспортов и не выводили их в открытое поле для сражений, поскольку это была необученная масса людей, не способных к маневрированию. При одном только пушечном выстреле, ополченцы кидались бежать, бросая свои косы, пики и едва стреляющие охотничьи ружья.
Венгры плохо защищали Карпаты, поскольку местное население - славяне были настроено к ним враждебно. Оставив горы и спустившись на равнинную местность коренной Венгрии, мятежники могли рассчитывать на поддержку населения и соединиться с главными своими силами. При вступлении русски войск в Кашау, где проживало до 30 тыс. жителей, местное население уже встречало войска враждебно.
Все управление на территории, занятой русскими войсками было под надзором австрийских чиновников. В каждом городе, независимо от русского начальника был австрийский плац-майор, в руках которого сосредотачивалась вся административная, хозяйственная и судебная власть. Русские были обязаны во всем содействовать австрийскому начальству. Для поддержания своей гражданской власти среди населения, австрийцы всегда применяли русские войска.
С продвижением русской армии вглубь Венгрии и Трансильвании, дела мятежной армии ухудшались с каждым днем. 28 июля 45 тыс. венгерская армия под командованием Бема была разбита под Темешваром. В случае успеха в сражении, Бему было приказано идти на соединение с войсками Гергея. Известие о поражении показало всю безысходность положения. Разгром генерала Бема отнимал всякую надежду на какой-либо успех в будущем; собственные войска Гергея упали духом, материальные средства к продолжению войны были истощены.
11 августа мятежное временное правительство, отказавшись от власти, передало ее генералу Артуру Гергею. Видя всю катастрофичность положения мятежной армии и бесполезность жертв, Гергей принял решение сложить оружие. Армия осталась без средств и без нравственной силы.
Имея полную возможность прорваться в Турцию, подобно временному правительству и полякам, Гергей решил сложить оружие и остаться на родине. Кошута, Бем, Дембинский, Высоцкий и большая часть временного правительства бежали в Турцию. Многие поляки приняли даже мусульманскую веру, среди которых был и польский генерал Бем.
Большинство венгров в армии восприняли весть о сдаче с радостью. Единственным условием Гергия была сдача только русским войскам. Получив на это согласие, под Вилагошем русским сдались вместе с генералом Гергеем 31 тыс. человек.
Австрийцы по настоятельной просьбе Николая I, помиловали его, но запретили Гергею жить в Венгрии. Главнокомандующий фельдмаршал Паскевич и император Николай I были убеждены в необходимости амнистии всем сдавшимся венграм и ходатайствовали об этом у австрийского императора Франца-Иосифа.
Когда Гергей был на вершине славы, его все превозносили и гордились им, но когда вождь венгров увидел, что настал последний час мятежной армии, он сложил оружие и тысячи проклятий обрушились на его голову, особенно со стороны поляков.
Поляки и венгры, ослепленные республиканскими идеями обвиняли Гергея в измене, вследствие подкупа. Но это была клевета, так как нельзя назвать подкупом вручение Гергею 1100 полуимпериалов по приказанию Паскевича, узнавшего, что Гергею не на что доехать до указанного ему места жительства.
Польский генерал Дембинский, заклятый враг Гергея, был главным его обвинителем. Он мстил ему за те неприязненные отношения, в каких он был с ним за все время венгерского мятежа. Гергей, прославившийся победами над австрийцами и доказавший свои военные достоинства действительными успехами и подвигами, был любимец народа и войска.
Но Кошут и его партия опасались Гергея и его диктатуры. Поэтому Дембинский желал действовать самостоятельно и не хотел подчиняться народному любимцу. Гергей обвинял Дембинского в военном невежестве, в постоянных стратегических и тактических ошибках. Дембинский не терпел Гергея за то, что тот сместил его с должности главнокомандующего мятежной армией.
Вскоре после капитуляции венгерской армии, начали работать австрийские военные суды. Они приговорили к смерти большую часть сподвижников Гергея, который единственный, кто получил амнистию. Австрийцы были озлоблены тем, что Гергей и его товарищи сложили оружие перед русскими.
25 сентября австрийцы расстреляли венгерского министра президента Людвига Батияни, повесили 10 генералов; расстреляли еще трех генералов, а не повесили только потому, что сдались не русским, а австрийцам.
За этим последовало множество казней лиц, менее значительных, также многих изгнали из отечества или посадили в тюрьму. Венгрия была разделена на 5 австрийских округов. Отдельными австрийскими провинциями стали: Хорватия. Словения, Сербская воеводина и Трансильвания.
Причина такой жестокости австрийцев к сдавшимся венграм кроилась в их негативном отношении к русским, которые назло им пользовались симпатиями венгров, триумфально выиграли войну, сам способ капитуляции Гергея русским - все это чрезвычайно унижало и задевало их самолюбие. Таким образом австрийцы вымещали свою злобу на сдавшихся мятежниках.
Венгерское восстание было окончательно подавлено в начале августа и к концу октября 1849 года, в Австрии не было ни одного русского солдата. Таким образом военные действия русских в Венгрии и Трансильвании длились восемь недель.
Численность русских войск в Венгрии составляла 191 587 человек. Было убито 708 человек, умерло от ран 278 человек, ранено 2030 человек, контужено 127 человек. Больные от холеры - 23 тыс. человек, из них умерло 7788 человек.
Венгерская армия состояла из 162 500 человек и 27 100 кавалерии; ополчение 29 тыс. человек. Австрийская армия имела в Венгрии 56 тыс. пехоты. Все силы, которыми располагали австрийцы, простирались до 105 тыс. пехоты и 17 тыс. кавалерии при 509 орудиях.
Нужно отметить что война в Венгрии не отличилась нашими военными дарованиями ни в одном из русских военачальников: Ридигер, Фрейтаг, Засс-Кавказский, Граббе, барон Остен-Сакен. Ни одно их этих имен не прославилась в этой кампании.
Возможно, что причина этого заключалась в деспотизме Паскевича, который на корню пресекал всякую инициативу своих генералов, не давая им показать свои боевые способности. Поэтому важнейшие сражения кампании: под Вайценом, под Мишкольцем и Дебриченом не имели блистательных результатов. Не одного сражения не удалось окончить блистательным ударом в штыки. Также не отличилась ни кавалерия, ни артиллерия.
Если кто и получил некоторую известность, то это генерал Панютин, действующий отдельно от главной армии в составе австрийских войск. Он шесть раз спасал австрийцев от разгрома мятежниками.
Приграв свое дело, венгры выказали огромное неудовольствие поляками, которые, по их мнению, навлекли несчастие на Венгрию. Они принесли ей много раздоров и мало материальной помощи - старые сомнительные военные репутации, раздраженное самолюбие и новые ошибки. Они навлекли на Венгрию вмешательство России, а в самой Венгрии разрушили военное единство, дав опору мелким побуждениям членов временного правительства.
Между поляками и венграми были постоянные трения. Венгерское правительство еще до обращения Вены за помощью к России, запрещало Дембинскому нападать на Галицию, из опасения, что резня, которую поляки могли там учинить, взволновали бы Россию и заставили бы ее вмешаться в дела Австрии. Дембинский даже потерял доверие венгерских вождей за то, что хотел перенести войну в Галицию.
Факты взяты из: И.И. Ореус. Описание венгерской войны 1849 г. СПб. 1880
Фото взяты из доступных источников Яндекс.
Если статья понравилась: Поставьте лайк, подпишитесь на канал и оставляйте свои комментарии.