Найти тему
Компас

Жизнь в таборе: цыганские колхозы, бароны и гаджо

Цыгане – один из самых замкнутых этносов. Постороннему (гаджо) путь в табор закрыт. Причем гаджо может стать и цыган, не следующий традициям. Даже между разными цыганскими группами связи довольно слабые, браки по традиции заключаются внутри своей группы. Самыми крупными группами на территории России являются руска рома (русские цыгане), кэлдэрари (котляры), сэрвы, крымы (крымские цыгане), кишиневцы.

Цыганки в с. Яицкое Самарской области. Фото с сайта "Другой город"
Цыганки в с. Яицкое Самарской области. Фото с сайта "Другой город"

Даже оценка численности цыган в виду закрытости их общества крайне затруднительна. По данным переписи населения 2010 г. насчитывалось около 200 тыс. человек. Исследователь из цыганской среды профессор Надежда Деметер считает, что на самом деле численность в разы больше.

Со времени своего появления в России при Петре I и до конца 1920-х годов подавляющее большинство таборов оставались кочевыми. Как указывал специалист по цыганской культуре Николай Бессонов, кочевка табора подчинялась строгим правилам. В теплое время года табор переезжал с места на место, но обычно не удалялся более чем на 100 км от крупного города. За лето цыгане могли заработать столько, чтобы хватило на зиму. Зимой не кочевали и снимали жилье в русских деревнях. По традиции в деревнях, в которых проводили зиму, не гадали, и в них запрещалось брать «то, что плохо лежит».

Традиционными занятиями цыганских женщин у всех перечисленных выше групп вне зависимости от вероисповедания были гадание и сбор милостыни. Гадание как способ заработка цыган упоминается еще в византийских источниках, то есть это действительно древняя традиция.

Мужчины по большей части занимались кустарными ремеслами, связанными с работой по металлу. Это отразилось даже в названиях отдельных групп цыган, например, котляр происходит от слова «котел». В более поздний период из-за развития фабричного производства кустарные изделия стали менее востребованы у населения, и некоторые цыгане переключились на сбор металлолома.

Лошади имели в таборе важнейшее значение – без них невозможно было кочевать. Ими также торговали. Исследователи, в том числе Н. Деметер, отмечают, что обычной была ситуация, когда лошадь уводили в одном селе и затем продавали в соседнем.

Обмануть другого цыгана считалось преступлением, и за это могли изгнать из табора. Но в отношениях с гаджо все было наоборот. К примеру, умение продать клячу по цене хорошей лошади считалось верхом мастерства. То же самое относилось и к кражам. Так появлялись образы цыган-конокрадов и т.п. Эти стереотипы отразились даже в советских фильмах: вспомните хотя бы песню Яшки-цыгана «Выкраду вместе с забором», атаманшу из «Бременских музыкантов» и колоритного грабителя из мультика «Жил-был пес».

Разумеется, не обходилось без конфликтов. Тогда на сцене и появлялись знаменитые цыганские бароны.

Вопреки расхожему мнению властью над табором, тем более наследственной, барон не обладает. Его задачей является посредничество в случае споров с местным населением, а также общение с представителями властей. Цыганского барона можно сравнить с дипломатом, но никак не с вождем.

Кузница крымских цыган в Бахчисарае. Французская литография 1838 г.
Кузница крымских цыган в Бахчисарае. Французская литография 1838 г.

Браки среди цыган традиционно были ранними. Даже сейчас 35-летняя цыганка с 5 внуками – далеко не редкость. По результатам переписи населения 2010 г. средний возраст проживающих в России цыган составлял около 29 лет. Это говорит о сохранении традиционного семейного уклада с ранним вступлением в брак, высокой рождаемостью и, увы, скромной продолжительностью жизни.

Другая и весьма грустная картина – низкий уровень образования. Среднестатистический ребенок из цыганской семьи не оканчивает среднюю школу. Лица с высшим образованием вообще исключительная редкость. В современных реалиях это закономерно приводит к дополнительным проблемам.

Традиционные для цыган виды творчества (музыка, танцы, пение, театр) – довольно узкая ниша, и она не может прокормить всех. Для примера, коллектив цыганского театра «Ромэн» в Москве – это всего 65 человек.

Сейчас большинство цыган живет оседло. К оседлости их пытались принудить неоднократно. В 1930-х даже создали специальные цыганские колхозы. Именно с целью пропаганды оседлого образа жизни в 1931 г. был открыт театр «Ромэн». Попытка провалилась с треском, последние цыганские колхозы «разъехались» вскоре после войны. Затем в 1956 г. Хрущев с присущей ему резкостью объявил таборные кочевки вне закона. Это вызвало массовую миграцию цыган из южных и западных районов СССР в Восточную Европу. Те, кто выехать не мог или не хотел, оседали вблизи крупных городов, образуя так называемые цыганские поселки.

В 1960-80-е годы многие цыгане освоили мелкую торговлю дефицитными товарами. Ассортимент был довольно широк – от жвачек и шалей до шуб и дубленок. Конец этому наступил вместе с упадком челночной торговли. Последствия оказались катастрофическими и для самих цыган, и особенно для их репутации.

По сути, все привычные для цыган виды деятельности от производства металлической утвари до мелкой торговли оказываются невостребованными в современном мире. С другой стороны желание сохранить многовековой уклад жизни и замкнутость в своем небольшом социуме затрудняют адаптацию в обществе и могут оборачиваться очень печальными социальными явлениями.

Не забывайте подписываться, Вас ждут новые интересные статьи.