Идея соединить Каспийское и Черное море появилась еще в начале XX века. В 1921 году советский инженер Моргуненков предложил построить Манычский канал — рукотворный судоходный путь, по которому могли бы курсировать грузовые суда. По идее он должен пролегать по Кумо-Манычской впадине. Этом место — природная граница между Каспийским и Азовским морями. В доисторическую эпоху здесь находился естественный пролив, который соединял два моря. Длина впадины (бывшего пролива) — 500 км, ширина от 2 до 30 км.
По мнению советских инженеров природный рельеф местности подходил для осуществления идеи. Ее даже частично начали воплощать в жизнь. На первом этапе, в 1936 году, были введены в эксплуатацию два гидроузла — Веселовский и Пролетарский. Совокупная длина Манычского канала составила 329 км. По нему могли проходить только легкие суда. Работы в этом направлении были прекращены в связи с началом более перспективного и экономически выгодного проекта, которым стал Волго-Донской канал.
Если бы проект довели до конца, то после развала СССР, Казахстан получил бы значительное экономическое преимущество в виде прямого пути в Азовское море и далее в океан, но этого не произошло. Именно поэтому, теперь уже бывший президент Н.Назарбаев решил возобновить проект «Евразия» и завершить начатое советскими инженерами. Он трижды выступал со своим заявлением, обращаясь к руководству РФ и озвучивал экономическую выгоду от постройки пути. Последнее предложение прозвучало в Сочи, на заседании ВЕЭС (2018 г.).
Больше всего в строительстве этого канала заинтересованы Казахстан и Китай. Обе страны получают выход к океану, а стремительно развивающаяся торговля Азии и Европы имеет в таком случае огромные перспективы. Время доставки товаров из Китая могло бы сократиться вдвое, а Казахстан приобрел бы возможность торговать нефтью, доставляя ее танкерами к месту назначения. На строительство нового пути потребовалось бы 8 лет и $ 15 млрд.
Если бы Россия согласилась на создание транзитного пути, он обошелся бы стране в 930 млрд рублей. Разработчики предложили создать путь для судов водоизмещением до 10 тыс. тонн, которые могли бы курсировать от Каспия до Восточного Средиземноморья. В данный момент глубина Азовского моря этого не позволяет. Кроме того, запланированная пропускная способность троекратно превышает возможности Волго-Дона. Это потребует полной реконструкции уже существующей части и всех гидросооружений.
Россия заинтересована в проекте только с политической точки зрения. Ведь внутри страны уже есть аналогичный Волго-Донской водный канал, который обладает необходимыми параметрами и не пересекает границы других государств. Теоретически президент РФ Путин поддержал идею Назарбаева, но на практике никаких шагов к осуществлению проекта предпринято не было.
Отчасти виной тому экологический фактор. Казахские инженеры предложили вести канал по заповедникам Ростовской области и Республики Калмыкия. На данных территориях существует дефицит воды — наполняемость всего 60%, а в случае засухи вдвое меньше. Если забрать влагу из степи, она превратится в безжизненную пустыню.
В этих краях обитают редчайшие, исчезающие виды животных и сохранились краснокнижные растения, которые исчезнут бесследно, если будет начато строительство канала. Проект может повлечь нарушение экосистемы. К тому же необходимую воду собираются брать не только из Дона и Маныча, но и из мелких степных водоемов, которые значительно обмелеют, либо полностью исчезнут с лица земли. Во времена Советского союза этот фактор не имел бы решающего значения, но на тот момент проект оказался не выгоден.
В 2018 году, как и сейчас, перспективность проекта «Евразия» была под большим вопросом, поскольку рассматривались альтернативные, сухопутные способы коммуникаций, более приемлемые для России. Президенту Казахстана Назарбаеву за время правления удалось воплотить множество амбициозных замыслов, одним из которых стала новая столица, но создание рукотворного пути в океан оказалось ему не по силам. Вполне возможно, что в будущем проект реанимируют, и он снова будет на повестке дня.
Читайте: Соединение Дона и Волги: как советские строители установили мировой рекорд