Найти тему
Роман Апрелев

Жертвы в искусстве

В искусстве все искусственно - понарошку. А что если актер погибает на самом деле? Тут можно бы пуститься в “глубокомысленные” рассуждения о жертвах Аполлону. Но режиссер Раиля Каримова в короткометражке “Экшн” свела все к фарсу. И правильно.

Кадр из фильма "Экшн"
Кадр из фильма "Экшн"

Ведь правда художественная отличается от просто правды, жизненной. На съемочной площадке может стоять мат-перемат. Но камера, мотор - и вот в кадре сентиментальная сцена. Глаза крупным планом, в них слезы. В руке рука.

Кино - это производственный процесс. Там творчество сочетается с обычной работой, очень опосредованно связанной с культурой. Режиссер и актеры могут решать сложнейшую творческую задачу. Но вот время обеда - технический персонал не хочет ждать, им пора есть. Массовка ждет, когда ей заплатят по 500 рублей. Дмитрий Дюжев рассказывал, как шли съемки “Острова”. Он приехал с чемоданом духовных книг, чтобы погрузиться в атмосферу. А настроение большинства людей было совсем далеко от того, что должно бы царить в монастыре. Тогда режиссер Павел Лунгин объяснил ему, что нужно отвлечься от всего внешнего и работать в узком кругу тех, кому важен результат. Остальные тут ради заработка.

Кадр из фильма "Экшн"
Кадр из фильма "Экшн"

Конечно, в реальности никто не будет смотреть сквозь пальцы на гибель кого-то из персонала. Но в целом не такой уж и гротеск. Пожалуйста, комик Юрий Стоянов вспоминал, как требовал от автора придумать новую шутку для “Городка”, потому что эпизод не получался. Тот по телефону ответил, что сейчас не может пошутить, так как находится на похоронах. Стоянов бесновался, просил отойти от гроба и сочинить репризу. Потом он не мог поверить, что мог так разговаривать с человеком. Но на тот момент он думал лишь о своей передаче.

В общем-то бесчеловечную сущность индустрии развлечений показал еще Бальзак. Один из его героев сидит у тела умершей возлюбленной и строчит потешные куплеты, чтобы заработать на жизнь.

Кадр из фильма "Экшн"
Кадр из фильма "Экшн"

Чистое творчество как служение музам возможно лишь там, где автор работает один. Например, в литературе, живописи, скульптуре. В коллективе это уже невозможно. Ни в театре, ни в кино, ни на репетиции оркестра (посмотрите одноименный фильм Феллини - там хорошо показаны разногласия дирижера и не разделяющих его идеалов музыкантов).

Я все же ушел в философствования. Но ведь кино - это часто лишь повод для чего-то большего. Для раздумий, обсуждений. Или просто для приглашения девушки провести время вместе. В этот раз получилось так. Титры, конец.