Виноделы рассказали проекту L-Wine, как изменилась их работа, и что ждет винный рынок в ближайшем будущем
Природу нельзя закрыть на карантин, а производство вина не бросишь на полпути – работа в условиях пандемии заставила виноделов быстро реагировать на множество вызовов.
Коньячный дом Meukow и испанская компания Gonzalez Byass переоборудовали часть своих мощностей под производство дезинфицирующих средств. По программе благотворительности антисептик передают службам здравоохранения. А, например, эстонская дистиллерия Moe получила крупный заказ из Саудовской Аравии на санитайзеры с ароматом парфюма Hermès. В конце концов, хороший вкус не заставишь самоизолироваться.
L-Wine поговорил с производителями из Франции, Италии, Испании, Португалии, Новой Зеландии, Мексики и России о том, как они адаптировались к новым обстоятельствам и какие прогнозы строят на будущее.
«Живее, чем когда либо»
Первым делом на всех производствах позаботились о безопасности и приняли стандартные меры: маски, перчатки, обязательная диагностика здоровья, обработка помещений. Пришлось сократить рабочие смены, обеспечить дистанцию между сотрудниками и перевести многие процессы в онлайн: коммуникации с клиентами и дистрибьюторами, маркетинг и документооборот. «Нам повезло: автоматизированное производство позволяет минимизировать контакты между сотрудниками», – говорит Антонио Альварез, представитель винодельни из Риохи Marqués de Cáceres.
При этом многие виноделы, которые считают себя скорее фермерами, чем бизнесменами, больше беспокоятся о весенних заморозках, восстановлении виноградников после зимы и других привычных вещах. «Природа не останавливается и наша винодельня живее, чем когда-либо», – говорит Пепе Равентос, представитель одной из старейших винодельческих династий Европы Raventós i Blanc.
Борьба за урожай в Мальборо
В то же время производители уже столкнулись со снижением спроса. В испанской компании Winexfood, производящей знаменитые каталонские вермуты Padró & Co., объемы сократились почти в пять раз: «Мы продолжаем получать заказы и отгружать продукцию. Но если раньше было 10 машин в неделю, то теперь две-три. Мы понимаем, что это естественно в такой ситуации». В коньячном доме Camus La Grande Marque сокращают складские остатки, так как произошла корректировка планов продаж.
Первый удар по отрасли нанесло закрытие ресторанов, кафе и отелей. Для производителей премиальных вин они были основным каналом дистрибуции, а розничные продажи составляли меньше половины. «За одну ночь наш главный канал продаж превратился в ноль», – рассказали в компании Vinultra, известной винами Little Beauty и Insight из Новой Зеландии.
Кроме того, многие дистрибьюторы в условиях карантина приостановили платежи, защищая собственные активы. «Одна из главных проблем – высокая дебиторская задолженность профессионального сектора перед поставщиками», – подтвердили в Winexfood.
Винодельни оказались под угрозой не только из-за отсутствия оборотных средств. Пришлось защищать самое главное: урожай. Новозеландская Vinultra была в гуще событий. «Когда объявили карантин, винодельням запретили работать, и мы даже не могли собирать урожай (в Южном полушарии виноград собирают весной – прим. L-Wine). Позже нам все-таки позволили выйти на виноградники, но на определенных условиях», – поделилась Флер МакКри, совладелица компании.
Лучшая сторона медали
Провал в продажах на одном рынке компенсирует растущий спрос на другом. Пополнив запасы предметами первой необходимости, люди переключились на вино. Антонио Альварез из Marqués de Cáceres считает, что теперь потребитель не ищет экспериментов, а охотно поддерживает знакомые и любимые компании. «Наши частные клиенты даже стали покупать больше!», – подтверждает Ева Рапс, совладелица винодельни Kaufmann.
Габи Марбл, экспорт-менеджер американской компании Bonterra согласна: «Наши прямые продажи имеют большой успех, а общий рост по сравнению с прошлым годом составил 370%!».
Крупнейший производитель просекко Villa Sandi во время карантина в Италии сфокусировался на улучшении сервиса и выстраивании более глубоких отношений с клиентами: «Приходится становиться многозадачными, более креативными и внимательными», – говорит экспорт-директор компании Сильвана Грациоттин.
Карантин идеален, чтобы учиться и учить, налаживать коммуникации и осваивать эногастрономические тонкости, чему особенно рады виноделы. Ведь в старом мире потребителям часто не хватало времени и внимания, чтобы понимать хорошие вина. «Люди готовы встречать новые бренды, новые вина и ищут информацию», – утверждает экспорт-менеджер портвейнов Dalva Франсиско Коутиньо.
Игорь Самсонов, владелец крымской винодельни Сатера, видит большой плюс в том, что пандемия заставила оперативно запустить направление онлайн-обучения: «То, что могло тянуться очень долго, пришлось делать в сжатые сроки. И мы точно продолжим развивать это направление в будущем».
Будущее за биодинамикой
Российские виноделы видят для себя новые перспективы после пандемии. «У нас есть шанс потеснить импортное вино в нашем ценовом сегменте, которое объективно станет дороже, – отмечает Игорь Самсонов. – Кроме того, стали чаще звучать вопросы о легализации онлайн-торговли российским вином, это очень перспективный канал сбыта».
«Когда все откроется, у нас будет меньше конкурентов и больше рынка для захвата», – говорят в мексиканской дистиллерии Burrito Fiestero. Но небольшие винодельни чувствуют свою уязвимость. В этой индустрии возврат инвестиций – долгий процесс: «Нужно около трех лет, чтобы окупить вложения на производство одной бутылки совиньон блана. А если это пино нуар или любое вино с бочковой выдержкой, то процесс растягивается еще больше!», – объясняют в Vinultra.
Главный плюс для виноделия в нынешней ситуации – общее снижение экологической нагрузки. «С таким чистым воздухом и незагрязненной окружающей средой, винтаж 2020 будет великолепным, с невероятной силой!», – говорит совладелица эльзасской винодельни Domaine Albert Mann Мари-Терез Бартельме.
Будет и отложенный эффект: «Увидев свою уязвимость перед вирусами, люди станут больше заботиться о здоровье и покупать биопродукты», – считает Сильвана Грациоттин. Ее поддерживает Ева Рапс: «Потребители начнут уделять больше внимания происхождению вина и винограда. Органическое и биодинамическое виноделие и индивидуальный подход станут более важны».
Еще больше статей о вине читайте на https://l-wine.ru/.