Из первых уст узнали, как преподаватели адаптировались к новым реалиям: с какими проблемами они столкнулись, что ждет студентов после выхода из самоизоляции и вернутся ли педагоги в стены учебных заведений «после».
Московский финансово-юридический университет МФЮА и Московский информационно-технологический университет – Московский архитектурно-строительный институт МИТУ-МАСИ уже более месяца продолжают свою образовательную деятельность в дистанционном формате. Для понимания степени удовлетворенности подобным «экспериментом» редакция «Шарманки МФЮА» провела опрос преподавателей с 19 кафедр университетов.
В опросе преподавателей об их удовлетворенности новым для большинства форматом обучения приняли участие 220 преподавателей, которые вели онлайн-занятия на платформе Microsoft Teams.
Несмотря на внезапные перемены в образе жизни людей из всех профессиональных областей, на образовательную сферу легла особая ответственность обеспечить непрерывный переход из аудиторных занятий студентов-очников на обучение с применением дистанционных технологий.
Подобные перемены зачастую отрицательно воспринимаются педагогами с большим стажем работы, кто уже привык работать в аудиториях. Тем не менее, как показал опрос, более 60% преподавателей быстро разобрались в системе или уже когда-то вели занятия для онлайн-аудитории для групп или индивидуально, 30% преподавателей периодически обращались к технической поддержке университета. Лишь у 4% лекторов не оказалось достаточного технического обеспечения для проведения вебинаров.
18% преподавателей с удовольствием бы остались в онлайн-лектории, а 40% предпочли бы разумную комбинацию онлайна с аудиторными занятиями.
«Теоретические предметы вроде Основ теории журналистки или журналистской деятельности легко преподавать дистанционно. А постановка голоса и дикции – это работа непосредственно со студентом, с его физиологическими и эмоциональными особенностями», – поделился преподаватель техники речи и журналистского мастерства.
Подобное мнение поддержало большинство педагогов. Лучшее, на их взгляд, что можно будет использовать в будущем, – это совещания с коллегами и онлайн-консультации по экзаменам и научным работам со студентами.
Применение дистанционного обучения студентов как интересный опыт
Что преподаватели МФЮА и МИТУ-МАСИ привнесли в новый образовательный процесс:
- Преподаватели трансформировали домашние задания в командные проекты для коммуникаций студентов во время самоизоляции;
- настраивали оперативную передачу дополнительных образовательных материалов учащимся;
- концентрировали информацию в формате презентаций с помощью использования интерактивных досок;
- использовали дополнительные инструменты Forms, YouTube, One note, Юрайт и другие;
- доказали эффективность в онлайне методики Flipped Learning, которая позволяет лучше концентрировать внимание студентов на поставленной задаче.
Преподаватели отметили, что собираются и дальше использовать некоторые новые приемы, которые предоставило им онлайн-обучение. Например, иллюстрация специфических материалов в формате презентаций.
«Дистанционная работа заставляет задуматься: как это можно объяснить по-другому, когда нет рядом мела и доски», – подметила Елена Омельчанко, доцент кафедры Психолого-педагогических и театральных дисциплин.
В определенной степени подход стал даже более эффективным, так как студенты не общаются друг с другом во время занятий. Есть возможности индивидуальной проверки выполняемых заданий в реальном времени или удобного формата тестирования. Отмечена достаточно высокая степень самостоятельности работы студентов.
Отрицательные стороны онлайн-обучения
1. Быструю потерю концентрации внимания студентов отметили 30% участников опроса, а также низкая активность во время занятия, отвлеченность на личные дела.
«Заметно усилилась дифференциация студентов по успеваемости: сильные быстро адаптировались и вовлечены в работу, слабые – безнадежно отстают», – увидел закономерность Александр Федоринов, доцент кафедры Государственный контроля и права в сфере природопользования, земли и имущества.
2. Невозможность проведения активных дискуссий, командных работ и другие ограничения в подаче материала отметили более 46% преподавателей.
3. Большая проблема выявилась в неготовности студентов обучаться дистанционно: 53% преподавателей отметили отсутствие веб-камеры, микрофона, перебои с интернетом на стороне студентов.
По результатам опроса подтвердилось, что большинству преподавателей (более 74%) важно видеть глаза студентов, использовать жестикуляцию и наглядные примеры своего повествования – моментально отслеживать живую реакцию всех студентов группы в ходе учебного процесса, а также степень усвоения ими преподаваемого материала. Некоторым преподавателям важнее чувствовать заинтересованность его предметом (33% опрошенных), без разницы занятие проходит онлайн или нет.
Также педагоги университетов МФЮА и МИТУ-МАСИ отметили важность численности студентов в группе: при наличии в группе более 15 студентов, платформа может давать сбои, а преподавателю сложнее отслеживать эффективность каждого студента во время занятия.
Без внимания не осталось и влияние перехода в онлайн на здоровье. Ухудшение зрения, снижение двигательной активности стало еще одной причиной, почему переход на исключительно онлайн-образование не самый желаемый исход эксперимента.
На ассоциативном уровне половина преподавателей все же отметила, что дистанционный метод обучения скорее ограничение нежели свобода.
Остальные 34% выступили за онлайн-образование как дополнение классических методов, помогающее раскрыть аспекты профессиональной деятельности для будущих выпускников.
Выявлены неэффективные категории онлайн-занятий
Наибольшее сомнение эффективности образования с применением дистанционных технологий было выражено по следующим вопросам:
- невозможность проведения онлайн лабораторно-практических работ по товарной экспертизе;
- дисциплины технического профиля требуют специфической визуализации, например, мультипликации;
- сложность проведения практических занятий, особенно по методике преподавания, дизайну, архитектуре, рисунку, актерскому искусству, русскому и иностранным языкам, математике, выездным занятиям;
- недовольство студентами IT-специальностей – преподаватели заявили об отсутствии ПК у ряда студентов, невозможности работать со смартфона.
Преподаватели с большим энтузиазмом отнеслись к участию в опросе внутри университетов МФЮА и МИТУ-МАСИ и подробно ответили на вопросы, направили свои пожелания; в свободной форме выразили благодарность руководству за эксперимент, который оказался весьма удачным и показательным; технической поддержке, столь оперативно готовой прийти на помощь.
Вывод
Нынешний режим самоизоляции – катализатор процесса перехода обучения в цифру. Дистанционное обучение – прекрасный дополнительный метод обучения, который университеты продолжат развивать не только для очной формы обучения, но и для применения к заочной и вечерней формам.
Образование будущего станет более гибким и технологически развитым, доступным людям, не имеющим возможность учиться по тем или иным причинам, что совершенно не исключает классической формы обучения с необходимостью живого контакта с аудиторией.
Университеты МФЮА и МИТУ-МАСИ обязательно вернутся в аудитории, когда это будет возможно, и будут продолжать делиться уникальными знаниями глаза в глаза, но никогда не забудут о преимуществах онлайн-методов.