Нынешний кризис окончательно меня убедил в том, что компания Яндекс становится угрозой для экономики России.
Что происходит с такими большими и успешными технологическими компаниями в других странах? Они выходят за пределы домашнего рынка. Американские ИТ-стартапы изначально рассматривают свою страну только как трамплин к глобальному успеху. Поэтому они берут узкую нишу и развивают сервис с прицелом на весь мир.
Но Яндексу не повезло оказаться на рынке, который уже захвачен Гуглом и его возможности географического расширения очень ограничены (в основном страны СНГ). Поэтому компания для наращивания выручки двинулась вглубь. Она открывает все новые и новые сервисы, которые повторяют существующие бизнес-модели, но, пользуясь своим почти монопольным положением в плане маркетинга, уничтожает локальных игроков.
Так уже случилось с рынком такси, на котором работали тысячи мелких предпринимателей. Сейчас уничтожают доставку еды из ресторанов, выходят на рынок доставки продуктов и товаров из магазинов. Яндекс.Новости убивают рынок СМИ. Яндекс.Директ убивает рынок рекламы. И так далее.
Вы скажете, что также делает Гугл, но он работает на очень конкурентном американском рынке, а главное в США очень развита система привлечения инвестиций, поэтому новые компании быстро развиваются и имеют ресурсы отбить атаку глобального гиганта. А в России предприниматели такой возможности не имеют, они не могут быстро расти, а потом приходит Яндекс и просто убивает их маржинальность. В перспективе наша экономика будет экономикой нескольких больших ИТ-компаний вроде Яндекса и Сбербанка, нескольких ресурсодобывающих корпораций и миллионами нищих граждан, которые подрабатывают курьерами в Яндексе.
В Прекрасной России Будущего должно быть проведено антимонопольное расследование, и компания Яндекс должна быть разделена на несколько независимых бизнесов, которые должны за деньги покупать рекламу у поисковика. Сейчас это яркий пример недобросовестной конкуренции.