Пять лет тому назад я написал роман «Страх».
Я думал о том, как человечество будет реагировать, если случится какая-то глобальная катастрофа, такая, которая будет угрожать не какой-то отдельной стране или городу, а всему миру в целом.
Честно говоря, я вовсе не рад тому, что мне удалось увидеть это воочию. Потому, что все еще хуже, чем я предполагал.
Мы – цивилизованные люди. Мы говорим о том, что живем в благополучном обществе. Но как только случается форс-мажор, оказывается, что наша цивилизованность, наше благополучие – лишь тонкая плёнка, прикрывающая первобытную дикость и страх перед чем-то неизведанным и опасным.
И вот, «цивилизованные» люди сметают с полок магазинов продукты питания и туалетную бумагу. Не где-то в Буркина-Фасо, а в Лондоне и Париже. Инстинкты берут верх над воспитанием, над цивилизацией, зверь берет верх над человеком.
И вот, выясняется, что в «благополучных» странах «золотого миллиарда» нет самого необходимого. Нет аппаратов ИВЛ, нет масок, нет реанимационных наборов и средств дезинфекции. Точнее, они есть, но их мало. Они ведь не так необходимы, как тысяча сортов сыра и пятьсот фасонов одежды, правда?
Я никого не обвиняю. Все это, в равной мере, касается всех нас. Сейчас, наверно, уже нет ни одной страны мира, куда не проник коронавирус. Мы все равны и все не готовы. И не стоит тут рассуждать о политике – дело вовсе не в ней. Дело в каждом из нас.
Китай сумел обуздать эпидемию – почему? Потому, что население отнеслось к ней серьезно. Можно сколько угодно критиковать Китай за отсутствие свобод, но только эта несвободная страна за пять дней построила огромную инфекционную больницу. Теперь Китай помогает Италии, Ирану, другим странам, высылая им маски и медицинское оборудование.
Я смотрю на окружающих меня людей, слушаю их разговоры, и понимаю, что они тоже не готовы. Мне импонирует итальянская бабушка, с чисто калабрийской непосредственностью рассказывающая, как вести себя при коронавирусе. Мне нравится флэш-моб в итальянских городах, когда, лишившись возможности общаться накоротке, как это принято у них, люди выходят на балконы и поют караоке, чтобы быть вместе, будучи на расстоянии.
Но я вовсе не в восторге от тех, кто не воспринимает угрозу всерьез. От тех, кто с умным видом рассуждает о летальности, о том, что обычный грипп в разы страшнее. Да слава Богу, что летальность коронавируса невысокая – мне страшно даже подумать, что было бы, если бы вместо него пришла бы какая-нибудь чума с хотя бы пятидесятипроцентной смертностью! Европа уже была бы безлюдной, и на улицах всех городов мира лежали бы трупы.
Почему? Да потому, что мы ничуть не изменились со времен Даниэля Дефо. Мы все так же уверены в своей разумности, образованности – и все так же невежественны. Вирус это уже доказал. Но мы продолжаем – продолжаем ходить без масок или считать их модным аксессуаром для селфи. Продолжаем обниматься в людных местах, и сетуем, что отменили массовые мероприятия. Смеемся над тем, что делается для сохранения карантина и распускаем глупые слухи о том, что от коронавируса помогает чеснок и водка.
Хорошо, если нам плевать только на себя. Плохо, если нам плевать и на окружающих. Молодой, здоровый человек может и не умереть от этой болезни – но при этом успеет заразить десятки стариков, которые, скорее всего, умрут. И их смерть будет на его совести.
Не думайте, что я сейчас нагнетаю мрак. Не в этом дело. Я не призываю бояться коронавируса – страх не лучший помощник в любом деле. Я просто хочу, чтобы каждый из нас стал ответственнее. Мы не видим нашего врага. Мы не чувствуем его приближение. Момент заражения не будет отличаться от остальных моментов нашей жизни. Может, мы уже больны. Может, заразимся завтра. А может, и вовсе не заболеем.
Но если пока все хорошо и у нас, и у наших близких; если пока в стране, благодаря титаническим усилиям множества людей, от таможенников до врачей, число зараженных не превысило сотни – это вовсе не повод благодушествовать. Разве так уж трудно соблюдать элементарную гигиену? Вести себя согласно рекомендациям врачей? А если почувствовал недомогание – посидеть две недели на карантине?
Что вам мешает?
Возможно, этот вирус и режим самоизоляции дал нам возможность немного замедлиться. Немного выбраться из нашей извечной суеты. Для того, чтобы, наконец-то, обратить внимание на окружающих нас людей, на тех самых близких людей, кого мы любим, но на кого у нас катастрофически не хватает времени?
Провести время с семьей. Просто пообщаться. И, если говорят, что вирус не выносит теплое питье – взять себе за правило устраивать семейные чаепития.
Может, этот вирус заставит нас, наконец-то, понять, что близкие люди – это самое дорогое, что у нас есть. Пусть даже ценой нашего беспокойства. Может, страх за ближних заставит нас хотя бы лишний раз позвонить маме и бабушке. Если так – то в этой беде есть и хорошая сторона.
Вопреки вышесказанному, я уверен – мы победим вирус. Мы победим его, но лишь в том случае, если станем добрее, станем человечнее, если начнем помогать друг другу. Быть внимательнее к тому, кто рядом. Я хочу, чтобы хотя бы коронавирус научил нас этому.
Мир никогда больше не будет прежним. Вспышка болезни в Ухане – это водораздел, за которым начинается новая эпоха. Коронавирус уже ударил по биржам, став спусковым крючком для давно назревавшего глобального кризиса. Беда одна не ходит.
Мы многое потеряем. Новый мир будет не таким веселым и беспечным, как раньше. Развлечения, которые для многих стали едва ли не смыслом жизни, отойдут на второй план.
Но мне бы хотелось, чтобы эти потери были не напрасными. Чтобы эта беда научила нас тому, чему мы не смогли научиться сами. Ответственности, взаимопомощи, любви к ближнему. Чтобы мы научились уделять время тем, кто нам дорог, беречь их и ценить то, что они рядом.
Роман «Страх» - это история о людях, которые даже в условиях глобальной катастрофы сохранили свою человечность. Я надеюсь, что реальность, как минимум, не хуже моей писательской фантазии. Я надеюсь, что все мы останемся людьми, даже перед лицом этой угрозы. Я надеюсь увидеть вместо паники – взаимопомощь. Я уверен, что человек человеку – не волк, а друг.
Я очень хочу верить в это. А вам, тем, кто читает эти строки, желаю, конечно же, крепкого здоровья – для вас, и для всех ваших близких.
Ваш Олег Рой