Найти в Дзене
Авто Мобильность

Эволюция фар: от керосинки до лазера

На первых автомобилях устройств, которые сейчас официально именуются «световыми приборами», не было. Езда на первых «самобеглых экипажах» была весьма рискованным занятием и в светлое время суток. А уж о том, чтобы ездить ночью, мало кто помышлял.

Однако с началом эры массового распространения автомобилей проблему освещения дороги непосредственно перед движущейся машиной решать было просто необходимо!..

«Керосинки»

Первые автомобильные фары представляли собой просто-напросто керосиновые лампы. Их главными преимуществами на тот момент была простая, как правда, конструкция, а также возможность максимальной унификации со светильниками, массово распространенными в быту.

-2

На этом, однако, все плюсы «керосинок» для автомобилиста заканчивались, поскольку со своей основной задачей такие фары справлялись отвратительно. Они не столько освещали путь перед машиной, сколько обозначали ее присутствие на дороге.

"Ацетиленки"

В 1896 году, всего через 10 лет после того, как Карл Бенц получил патент на свой первый автомобиль, на машинах стали использовать ацетиленовые фары. Аналогичной конструкции прожекторы активно применялись в то время на паровозах.

Дорогу такие фары освещали уже вполне сносно, но их запуск и использование сопровождался сложностями. Чтобы включить головной свет, нужно было открыть кран подачи ацетилена, затем открыть стеклянные колпаки самих фар и, наконец, зажечь спичкой горелки. Ацетилен при этом вырабатывался прямо на ходу: в отдельном баке, разделенном на два отсека, в который перед поездкой нужно было засыпать карбид кальция и залить воду.

Электрическая лампочка

Хорошо знакомые нам электрические фары стали широко применяться на автомобилях с начала 20-х годов XX века. Одними из первых электрофары в стандартной комплектации получили Cadillac Model 30 и легендарный Rolls-Royce Silver Ghost.

Rolls-Royce Silver Ghost - первый автомобиль с электрическими фарами
Rolls-Royce Silver Ghost - первый автомобиль с электрическими фарами

По сути, первые подобные фары представляли собой электрические прожекторы, и с основной своей задачей они, естественно, справлялись на ура. Возникла, однако, другая проблема: водители, ехавшие ночью встречными курсами, нещадно ослепляли друг друга. Так появились первые корректоры фар, причем разных типов: рычажные, тросовые, гидравлические.

Следующие 80 лет производители совершенствовали фары на основе ламп накаливания:

Уже в 30-х годах создали лампу с двумя нитями, разделив тем самым, ближний и дальний свет.

В середине 50-х французская фирма Cibie создала фары с асимметричными пучками света, чтобы со стороны водителя фары светили ближе, чем со стороны пассажира.

-5

С 1957 года подобное распределение света входит во все европейские технические регламенты для автомобилей массового производства.

Следующим витком эволюции стало создание в 1962 году компанией Hella первой автомобильной галогеновой лампы. Колба такой лампы заполняется галогенидами – газообразными соединениями йода или брома, препятствующими активному испарению вольфрама с нити накаливания. В итоге светоотдача «галогенки» выросла в полтора раза по сравнению с лампами прежних поколений, ресурс – сразу вдвое, снизилась теплоотдача, да еще и сама лампа стала гораздо компактнее.

В 90-х началось активное применение пластиковых поликарбонатных рассеивателей. Это улучшило светопропускание фары и радикально снизило ее общую массу почти на килограмм.

В конце 90-х/начале нулевых началось повальное увлечение поворотными фарами, световой пучок в которых направлялся вправо/влево вслед за соответствующим поворотом рулевого колеса.

-6

Вершиной эволюции электрических ламп стали газоразрядные лампы, более известные широкой публике как ксеноновые.

«Ксенон» потребляет значительно меньше энергии, светит вдвое ярче обычных «галогенок», а служит при этом гораздо дольше за счет принципиального отсутствия хрупкой нити. В российской же действительности, эти фары стали настоящей бедой на дорогах, ослепив и отправив "на тот свет" не одну сотню человек.

Светодиодные фары

Большинство современных автомобилей оснащены именно ими. Светодиоды потребляют меньше энергии, нежели традиционные лампы, а служат едва ли не на порядок дольше. Но главное – устройство светодиодных фар проще, чем ксеноновых, а кроме того у них практически отсутствует характерная для «ксенона» инерция при включении.

-7

Первым автомобилем со светодиодным фонарем стоп-сигнала стал BMW 3-Series Cabrio ещё в 1992 году, а первым автомобилем с полностью светодиодными фарами стал Lexus LS 600h 2008 года.

Лазерные фары

Активно разрабатываются компаниями BMW и Audi, и такие фары уже вовсю устанавливаются на флагманы (и не только) этих автопроизводителей.

Технологии поражают: дальность - 600 м (что даже избыточно для человеческого глаза), цветовая температура 5500 К и отсутствие мерцаний не вызывают утомления глаз, энергопотребление ниже почти на 50% по сравнению со светодиодами, компактность (плотность излучения лазера в 100 раз выше светодиода).

Кроме того лазер умеет измерять расстояние и видеть препятствия на своём пути, что позволяет компьютеру очень четко корректировать световой пучок и не слепить встречных (и попутных) водителей.

Компьютер умеет различать препятствия на пути луча, например пешеходов или знаки, и подсвечивает их более ярко. Главный минус - это, естественно цена, но и светодиоды всего 15 лет назад стоили очень дорого.

Согласитесь, путь пройденный электрической фарой всего за 100 лет, очень впечатляет!

Подписывайтесь на канал! У нас много интересного!