С начала кризиса автомобильная отрасль, пожалуй, одна из наиболее пострадавших. Снижение доходов населения влечет за собой и снижение покупательской способности. Вполне логично, что люди начинают экономить; и прежде всего на предметах второй и третьей необходимости, в которую входят автомобили.
На бирже торгуется сразу несколько автомобильных гигантов. Но чтобы быть более-менее объективными, рассмотрим как себя чувствуют акции компаний из различных стран и категорий. Для сравнения возьмем следующие компании: Европа - Volkswagen, Ferrari и Aston Martin; Америка - Ford Motor, General Motors и Tesla; Азия - Tata Motors и Great Wall. Сравнивать будем последние 2 года: с мая 2018 г. по май 2020 г.
Для начала рассмотрим акции автомобильных компаний среднего сегмента: Ford, GM, Tata и Great Wall. Как видно на графике, сильнее всех пострадал американский концерн GM, акции которого начали падать еще в июле 2019 г., а с января по март 2020 г. General Motors потерял почти 50% своей стоимости. Хочется напомнить, что в 2009 г. этот автопроизводитель уже прошел процедуру банкротства.
По факту банкротство GM обозначило реструктуризацию компании и переход ее под госконтроль. В 2009 году правительство США выделило на поддержку GM $30 млрд. в обмен на долю в новой созданной GM объемом примерно 60%. Новая структура акционеров GM с этого момента стала такой: 60% получило Правительство США взамен на финансовую помощь, 12% - у Правительства Канады, 17,5% получил профсоюз работников автомобильной промышленности США, а 10,5% - кредиторы GM.
Индийская Tata падает не так сильно как GM, однако снижение цены акции отмечается уже в июле 2018 г., то есть почти 2 года подряд стоимость компании как сейчас стало говорить "показывает отрицательный рост". Не далеко ушел от Tata и американский Ford. Однако акции "голубого овала" все равно снижаются, правда, иногда демонстрируя рост. Что касается китайского Great Wall, то он, судя по всему, чувствует себя весьма неплохо даже в кризис. За 2 года акции не только не подешевели, но и периодически росли.
Примечательно, что в марте 2020 г. цены на акции американского Ford, индийской Tata и китайского Great Wall практически сравнялись в цене. Однако потери здесь разные: китаец не потерял ничего ($6 в июле 2018 и $5,19 в мае 2020 г.), за исключением инфляции; американец подешевел в 2 раза (с $11,07 до $4,89); индиец стал дешевле в 4 раза (с $19,55 до $5,56). Что касается General Motors, то за период июль 2018 - май 2020 г. цена акций опустилась с $39,4 до $22,31.
Теперь рассмотрим премиум сегмент и такие марки как американская Tesla, итальянская Ferrari и английский Aston Martin. Сюда же я добавил и концерн Volkswagen - наряду с бюджетными Skoda и сам Volkswagen, компания из Вольфсбурга производит такие премиум-автомобили как Porsche, Bugatti и Audi.
Здесь ситуация выглядит не вполне однозначно. Акции американской компании за счет харизмы ее основателя Илона Маска то растут, то падают, однако за 2 года подорожали в 2,5 раза. Итальянцы и немцы топчутся на одном месте и никак не могут найти точки роста. В условиях кризиса и пандемии коронавируса это вряд ли удастся сделать в ближайшие пару лет; хотя подразделение VAG, отвечающее за бюджетные автомобили, вполне может стать драйвером роста. А вот английский Aston Martin за полтора года, что торгуется на бирже, подешевел в 40 раз!
Что касается дивидендной политики автопроизводителей, то здесь тоже не все однозначно. Tesla не платит дивиденды вовсе, но это и понятно: компания молодая и всю прибыль вкладывает в развитие, поэтому, рассматривать ее можно только как акции роста. Aston Martin также не платит дивиденды, так как акции только недавно обращаются на бирже, да и падение в 40 раз вряд ли позволит акционерам рассчитывать на прибыль. Tata Motors прекратила выплачивать дивиденды акционерам в 2016 г. Ford и General Motors приостановили выплату дивидендов только сейчас в связи со сложной экономической ситуаций, однако, раньше стабильно их выплачивали. Great Wall, Ferrari и Volkswagen пока не говорили о приостановках в платежах дивидендов; китайцы планируют их выплатить в июне, итальянцы сделали это в апреле, а немцы в начале мая.
Выбирая акции этих компаний, следует помнить, что через российских брокеров с выходом на Санкт-Петербургскую биржу можно приобрести бумаги Ford, GM, Ferrari, Tesla, Tata. Чтобы купить акции Aston Martin, Great Wall и Volkswagen, придется получить статус квалифицированного инвестора либо работать с иностранным брокером. О том, с кем лучше работать, мы рассказывали в статье "Тинькофф Инвестиции VS Interactive Brokers VS Сбербанк".
Что касается лично моего выбора, я держу часть средств в акциях Ford и General Motors. Это большие компании, с госучастием, которые по сути являются частью истории США, и я думаю, что американское правительство их нет оставит; зря что ли 10 лет назад спасали GM? Что до Tesla, то вкладываться в нее опасно, разве только шортить. Но к инвестициям это отношения не имеет, да и дивиденды компания не платит. Tata и Great Wall - бумаги интересные, но крайне неоднозначные, не до конца понятно что будет с экономкой Индии и Китая; да и коммунистические идеи последнего не дают возможность прогнозировать развитие.
Куда я действительно вложился бы дополнительно, так это в VAG и Ferrari. Но для первой нужен статус квалифицированного инвестора, а я пока на пути к нему. А у второй дивиденды небольшие, хоть и в евро. Поэтому пока остаюсь в "американцах" Ford и GM, но слежу за немцами и итальянцами.
* Не является инвестиционной рекомендацией