Найти в Дзене

МАГиЯ терминов

Наверное, про термины важно было говорить сначала. Но так уже получилось.

Поэтому поговорим сегодня. Мы часто говорим разные слова, называя ими одинаковые процессы или наоборот – разные процессы называем одинаковыми словами. Что делать, чтобы понимать друг друга и говорить «на одном языке»?

Для меня всегда было важно говорить, понимая о чем. Поэтому стремлюсь каждый термин «разложить» по существу. Вполне вероятно сегодня появятся новые объяснения существующих процессов. Кто-то решит, что нам недостаточно терминов для их описания. Надо будет вслушиваться, чтобы понять смыслы.

Кстати, чем отличаются «термин», «понятие» и категория» - мы часто их употребляем и порою не задумываемся над смыслом. Воспользуемся для этого русским толковым словарем В.В. и Л.Е. Лопатиных, толковым словарем Д.Н. Ушакова и толковым словарем иностранных слов Л.П. Крысина:

Термин ‒ слово или словосочетание (соединение двух или нескольких слов, связанных по смыслу),являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и т. п.
Понятие ‒ логически расчлененная общая мысль о предмете, включающая ряд взаимно-связанных признаков
Категория – научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности.
Содержание понятия ‒ совокупность признаков, которые все вместе достаточны, а каждый необходим для того, чтобы выделить данный класс предметов, т. е. отличить эти предметы от других.

Для начала разграничим содержательно такие понятия как «дистанционное обучение», «электронное обучение», «цифровое обучение».

Электронное / дистанционное / цифровое обучение
Электронное / дистанционное / цифровое обучение

Дистанционное обучение - процесс взаимодействия «учитель – ресурс (программа), обеспечивающий передачу информации - ученик» на расстоянии.

Электронное обучение – процесс взаимодействия «учитель – ресурс (программа), обеспечивающий передачу информации - ученик» с применением баз данных, программ сохранения информации и ее обработки, технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации.

Например, в традиционном обучении, включили компьютер, используем информацию, которую подготовил учитель, демонстрируем ее на экран - это уже будет электронное обучение.

Сегодня практически обучение реализуется на расстоянии (дистанционно), с использованием баз данных обучающих и информационно-телекоммуникационных сетей (электронное обучение). Если быть более точными - мы сегодня занимаемся цифровым обучением. Почему?

Потому что цифровое обучение - это процесс организации взаимодействия в условиях электронной информационно-образовательной среды, с возможностью управления обучением средствами системы дистанционного обучения, с фиксацией всех результатов обучения и их открытостью.

Все ресурсы и инструменты, которые сегодня используется в обучении – цифровые. И даже библиотека - в которую мы можем рекомендовать отправиться обучающемуся – цифровая.

Цифровое обучение
Цифровое обучение

Обратимся к средствам, обеспечивающим любопытные (дистанционный, электронный, цифровой) виды обучения: к электронной информационно-образовательной среде и цифровой образовательной среде для понимания, в том числе, и их отличий.

Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной организации, согласно закона РФ «Об образовании», возможно при наличии электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС).

(Можно говорить, что нормативная база должна быть скорректирована, но мы сегодня работаем в данных конкретных условиях и вынуждены считаться с этим. ЭИОС должна обеспечивать в полном объеме организацию обучения с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

ЭИОС позволяет создавать цифровую образовательную среду (ЦОС) - среду для конкретных целейобучения в определенных предметных областях соответственно с различным инструментарием для каждой из них. Определяющим для создания ЦОС служит, на мой взгляд, обязательное наличие системы дистанционного обучения (неважно этоMoodle, Портфолио, Доцент или иная).

Наличие СДО дает возможность аккумулировать всю информацию о процессе обучения, его результатах для каждого обучающегося. А далее – каждый обучающий, создавая свою ЦОС, встраивает необходимые цифровые инструменты и использует их для обучения.

Например, если это иностранный язык или обучение русскому языку как иностранному здесь используются, в том числе, инструменты для аудио- переговоров, если, например, мировая история – виртуальные экскурсии, хроноленты и т.д.

Таким образом, каждый преподаватель может создать свою цифровую образовательную среду, созданную для конкретных целей обучения по конкретной дисциплине.

А чтобы созданная ЦОС функционировала - работают все остальные компоненты электронной информационной образовательной среды.

Что позволяет создаваемая цифровая образовательная среда из того, что сложно или невозможно сделать в традиционном обучении? Цифровая образовательная среда позволяет процесс обучения персонализировать с учетом потребности и возможностей обучающихся. ЦОС должна быть самодостаточной для учеников / студентов (организация обратной связи как горизонтальной, так и вертикальной; адреса и вход в библиотеки, возможности для общения, материалы для восполнения дефицитов в знаниях и др.).

ЭИОС и ЦОС
ЭИОС и ЦОС

Отдельно отметим (просто вспомним):

Онлайн-обучение (синхронное взаимодействие) — вид образовательной деятельности, при котором занятия проводятся с использованием Интернета в режиме реального времени.

Офлайн-обучение (асинхронное взаимодействие) — вид образовательной деятельности вне Сети, при отключенном Интернете.

Сетевое обучение - процесс освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

Сегодня все. Спасибо, что были вместе со мной.