Найти тему
Советская авиация

Как мы жили без этого вашего Суперджета?

Оглавление

Sukhoi Superjet 100 со своей дальностью 3000-4600 км и пассажировместимостью 87-108 человек, относится к классу региональных самолётов, которые в СССР называли ближнемагистральными. Они в основном предназначались для перелётов в пределах страны, республики или региона, края, области.

Каким же отечественным машинам пришёл на смену Суперджет? Рассмотрим этот вопрос на примере коллекции ульяновского музея Гражданской авиации. Ближнемагистральные самолёты обозначены на схеме музея:

Первым самолётом, массово освоившим внутренние трассы между столицами республик и областными центрами, можно назвать Ли-2 с его предшественниками и прародителями ‒ ПС-84 и Дуглас DC-3. В 1947 году им в помощь был призван Ил-12 ‒ самолёт уже чисто отечественной разработки. А 13 июля 1950 года первый полёт совершила усовершенствованная версия этого самолёта ‒ Ил-14, имевший максимальную дальность 1250 км.

-2

В ульяновском музее представлено два Ил-14. Первый ‒ с пассажирским салоном на 18 мест. Изготовленный в 1956 году Ил-14П СССР-05132 эксплуатировался Горьковским НИИ РТ, а в 1983 году передан музею.

-3

Второй, СССР-91588 ‒ тоже выпущен как Ил-14П в 1957 году, но в 1964 году модернизирован до Ил-14М с удлинённым на 1 метр фюзеляжем и увеличенным до 32 мест салоном. Поступил в музей в 1986 году из Казахского управления ГА.

-4

В 2012 году ульяновскому музею был передан ещё один Ил-14М СССР-41880 ‒ бывшее учебное пособие Кирсановского АТУ ГА. Однако, и спустя 8 лет музей так и не смог перевезти свой экспонат на 100 км из Тамбовской области в Ульяновскую.

-5

В 1960 году в воздух поднялся самолёт Ту-124, спроектированный как уменьшенная версия Ту-104. Он мог брать на борт 56 пассажиров и лететь с ними порядка 2000 км.

-6

В музее представлена редкая модификация этого самолёта ‒ Ту-124Ш, предназначенный для обучения штурманов. Поступил в музей из Тамбовского высшего военного авиационного училища лётчиков им. М.М. Расковой. В музее перекрашен в цветовую схему «Аэрофлота», присвоена «чужая» регистрация СССР-45017.

-7

Как Ил-12 быстро уступил воздушные трассы своей более совершенной версии Ил-14, так и не очень удачный Ту-124 послужил основой для популярнейшего самолёта Ту-134. Он летал на те же 2000 км, но брал на борт уже до 80 пассажиров.

-8

В музее представлен Ту-134АК ‒ модификации с салоном первого класса на 24 места и салоном «люкс» на 13 пассажиров. Был оборудован второй пассажирской дверью со встроенным трапом, которую хорошо видно в хвостовой части самолёта. Изготовлен в 1972 году, работал 235-м Отдельном правительственном авиаотряде, затем ‒ учебным пособием в Ульяновской школе высшей лётной подготовки.

-9

Это не первый Ту-134 в ульяновском музее. Ту-134А СССР-65648 поступил в 1984 году из Ульяновской ШВЛП. Однако, в 2002 году был распилен прямо в музее, вместо него установлен Ту-134АК.

-10

Также на хранении в УВАУ ГА имеется Ту-134А СССР-65078, выпущенный в 1977 году. Он тоже должен оказаться на вечном хранении в музее.

-11

В 1975 году на смену Ту-134 был разработан самолёт Як-42. Число пассажиров в нём довели до 120, дальность достигла 2800 км для модификации Як-42Д.

-12

Выпущенный в 1982 году самолёт Як-42 RA-42539 поступил в музей в 2009 году из УВАУ ГА. Он несёт на себе цветовую схему авиакомпании «Карат».

-13

Теперь вы знаете немного больше, чем раньше!

Подписывайтесь на канал, ставьте лайк!