- Я ей сто раз говорила. Не надо мне звонить, когда я на работе. А она «да-да», и продолжает.
Работаем над отношениями взрослой дочки и ее мамы. Мама активная и беспокойная. Звонит часто. И часто не вовремя. Отсюда ссоры и обиды.
- А КАК ты ей говорила? - спрашиваю.
- Говорила: «Вот тебе бы как, если бы тебя дергали на работе? А тебе нравится, когда тебя отвлекают?»
- Это вопросы.
- Ну да.
- Это вопросы. Выходит, ты ее приглашаешь к беседе.
Пауза.
- А как ей сказать еще?
Общение с помощью наводящих вопросов – это очень кривой путь, если вы хотите сказать что-то важное. Вопросы побуждают собеседника погрузиться в размышления. Подумать. Поделиться жизненными примерами.
Это хорошо в обучении. В педагогике такой метод называется «сократическая беседа». По имени философа Сократа. Например, вы хотите научить ребенка дружить и договариваться. И начинаете: «Петя, а вот если бы тебя Маша лопаткой ударила?» И Петя, проникаясь ситуацией, приходит к выводу «Да, это больно. Не буду Машу бить».
Однако если вам нужно, чтобы другой человек услышал ВАС, вашу потребность, этот метод не подходит. А подходит более ясное выражение того, что вы хотите.
- В начале ты сказала: «Я ей сто раз говорила. Не надо мне звонить, когда я на работе».
- Ну это как-то…. Прямо очень.
- Точно. Давай я тебе эту фразу повторю: «Не надо мне звонить, когда я на работе». Как звучит?
- Нормально звучит. Понятно.