Продолжаем серию разговоров с нашими врачами! Сегодня Оксана Алексеевна Макеева, ген. директор клиники и к.м.н. беседовала с детским неврологом и специалистом УЗИ, Филипповой Людмилой Валерьевной о задержке речевого развития.
Оксана Алексеевна: Задержка речевого развития — это диагноз или нет? Как часто с такой проблемой обращаются? Есть ли какие-то возрастные отметки на которые нужно обратить внимание родителям и врачам?
Людмила Валерьевна: Речевое развитие ребенка начинается сразу после рождения. Сначала развитие доречевое — гуление, лепет, первые слоги, а затем — речевое из первых слов, фраз и предложений.
О. А.: Это связано с речевым аппаратом?
Л. В.: Да. Дети до двух-трех месяцев гулят, то есть издают преимущественно гласные звуки («а», «у», «агу»). Первые слоги начинают формироваться к определенному возрасту, в 10 месяцев они уже должны обязательно быть.
Конечно, каждый ребенок индивидуален, но есть границы, в которые ребенок начинает набирать свой речевой запас, из которого он будет собирать слова в дальнейшем. Он не может сразу заговорить целыми словами или предложениями, должен пройти какой-то этап, и этот этап формируется как раз в доречевом развитии.
О. А.: То есть, 10 месяцев — это отдельные слоги?
Л. В.: Как минимум. Дальше, по стандарту, к году ребенок должен знать и произносить какое-то количество простых слов. Здесь, конечно, информация разнится — какие-то специалисты утверждают, что до 10 слов, какие-то — до 20, четкой нормы абсолютно нет. Но даже если ребенок говорит только «мама», «папа», «дай», или и вовсе говорит словами-символами, вроде «ням-ням» или «мяу», мы можем понимать, что задержки речевого развития нет и все происходит по индивидуальному сценарию. Задержка речевого развития — ни в коем случае не диагноз, это всегда синдром, всегда сопутствующее состояние, вариант проявления характера, индивидуальная особенность.
О. А.: Почему речевое развитие оценивается?
Л. В.: Как правило считается, что за речевым развитием следом идет и психическое, потому как общаясь с ребенком мы всегда ждем ответных реакций. Однако, это может быть не только ответ словом, но и ответ действием или эмоцией. Если мы просим ребенка принести что-то и он выполняет просьбу — это говорит о том, что у ребенка есть достаточный пассивный словарь и он все понимает, но не хочет говорить сам.
О. А.: А связаны ли понимание речи и самостоятельная речь?
Л. В.: Это единое понимание речи, но две эти части могут сталкиваться с разными проблемами. Понимание без самостоятельной речи может быть из-за проблем с артикуляционным аппаратом, но это — не задержка речевого развития, это уже совсем другое. Если на каком-то этапе происходит сбой речевого развития по каким-то нормам — нужно обратиться к специалистам и понять, в норме ли ребенок или же присутствуют какие-то проблемы. Неговорящими могут быть только те, кто не слышит с рождения, остальные обязательно начнут говорить при определенных условиях.
О. А.: То есть для вас, как для невролога, отсутствие речи — это не финальный диагноз, а сигнал к тому, что нужно поискать более глубокую причину этого отсутствия?
Л. В.: Да, это поиск неврологических патологий, а в случае с отсутствием речи — не только неврологических. Например, короткая уздечка языка, нарушения слуха, проблемы психиатрического характера, генетические изменения, эндокринологические… Главное — понять, есть ли проблема или нет.
О. А.: А если невролог не видит ничего особенного, а родителям кажется, что что-то не так?
Л. В.: Нужно идти к другим врачам и обследоваться дальше, если опасения все-таки есть, чтобы исключить возможность других патологий. Как минимум, необходимо проверить состояние слуха ребенка. Существует множество случаев, в которых родители настолько приспосабливаются к ребенку, что даже не подозревают о его полной глухоте. Просьбы можно показывать жестами, ребенок привыкает к артикуляции, мимике, жестам и потихоньку ориентируется практически на глаз. Если у новорожденного ребенка были заболевания с осложнениями в отит или затянувшаяся желтуха — идти к сурдологу (специалисту по слуху) нужно обязательно и вне плановых приемов. Даже проверка слуха в роддоме не может дать стопроцентную гарантию того, что слух не будет утерян в первый год жизни ребенка.
Вторая часть интервью с детским неврологом о задержке речевого развития уже скоро в нашем блоге — ждите!
Если вы заметили какие-то изменения в качестве слуха ребенка или просто хотите удостовериться, что все протекает хорошо — обратитесь к врачам-педиатрам медицинского центра «Неббиоло»!