Стартёры.
Когда приходит время заменять полностью отслужившие своё «педальные» стартёры на «Победе», ГАЗ-69, или ГАЗ-51, их обычно заменяют электродвигателями типа СТ-230, с дистанционным электромагнитным включением, от «Волги» ГАЗ-24 или более поздних моделей. Благо, что чисто механически, обе разновидности взаимозаменяемы абсолютно без проблем. Стартёры СТ-230 запускают даже шестицилиндровые моторы со степенью сжатия 6,2-6,5, так же легко, как и 4-х цилиндровые моторы со степенью 8,2. Всё в конце концов зависит только от аккумуляторных батарей.
Но вот электрические подключения, в большинстве своём, многие владельцы ретро-машин тоже предпочитают делать «по-волговски» - с трёх позиционными замками зажигания от ГАЗ-21 или ЗИЛ-130, лишними проводами, (до 5 шт.) и дополнительными реле включения, что совершенно не нужно. Нужны только ДВА провода сечением до 1,5 кв. мм, и кнопка на силу тока до 5 ампер. Кто хорошо знает машину «ЗИМ», должен знать и то, что стартёр у ГАЗ-12 так же включался ручной кнопкой. Оба провода от кнопки, через уплотнение вала рулевой колонки в переборке моторного отсека, подводятся к стартёру. Один провод закрепляется гайкой М8, (под ключ «13»), вместе с силовым проводом от АКБ, а другой – на управляющей клемме тягового реле стартёра закрепляется гайкой М5, (ключ «8»). Всё! Схема подсоединения фактически та же самая, что и в родном механическом включателе у «педальных» стартёров. Единственное, что у старых стартёров второй парой контактов «закорачивались» дополнительные сопротивления, (вариаторы) катушек зажигания, для более сильной искры при «холодных» пусках зимой. На «Волгах» это делается парой контактов дополнительного реле. Но думается, что ретро-машинам экзотические выезды зимой уже не «светят». Либо при хороших АКБ, пуски и так будут беспроблемными.
А вот устанавливать на моторах «Волги» или УАЗа более современные лёгкие и компактные «москвичёвские» стартёры от модели «2141», (что серийно делал Ульяновский завод), вместо СТ-230, мы бы не советовали. Жизнь показала, что из-за значительно большей массы вращающихся деталей моторов «Волги», приводные шестерни («бендиксы») стартеров от М-2141, служат сравнительно недолго.
Одиннадцатую часть «Советов…» можно прочитать здесь.
Продолжение следует…