Сто лет исполняется одному из самых необычных музеев нашего города и страны. Речь идет о Музее политической истории России.
Судьба Музея политической истории России неразрывно связана с историей нашей страны. У его истоков стояли такие видные общественные деятели как Анатолий Луначарский, Максим Горький, Григорий Зиновьев, Вера Фигнер. Согласно замыслу создателей, в музее должны были быть собраны материалы, касающиеся истории борьбы с самодержавием.
ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ЗИМНЕГО
По решению властей, первый историко-революционный музей разместился в бывшей резиденции русских императоров — Зимнем дворце. 11 января 1920 года в Николаевском зале состоялось торжественное заседание, посвященное его основанию.
К моменту открытия музея для посетителей в ноябре 1922 года была сформирована коллекция по истории революции и Гражданской войны. Фонды пополнялись материалами, связанными с деятельностью декабристов, «Народной воли», разных политических партий начала XX века.
Период 1920-х годов стал временем расцвета музея. Среди его сотрудников были представители различных революционных партий. Бывшие меньшевики, анархисты и большевики, трудясь по одной крышей, пользовались относи-тельной свободой творчества вплоть до «Первого Всероссийского музейного съезда», состоявшегося в 1930 году, по решению которого приоритетной задачей музея был объявлен «марксистско-ленинский показ материала». Лозунги и цитаты идеологов партии постепенно вытеснили подлинные экспонаты.
ИСТОРИЯ ПРОТИВ ИСТОРИИ
Убийство Кирова и последующая за этим событием эпоха «Большого террора» отразились на Музее Революции самым печальным образом: под предлогом очищения от «неблагонадежных» элементов в 1935 году были уволены ведущие сотрудников музея, многие из которых стали жертвами репрессий. Из экспозиций в срочном порядке изымались материалы о государственных и партийных деятелях, объявленных "врагами народа".
Период 1920-х годов стал временем расцвета музея. Среди его сотрудников были представители различных революционных партий.
НОВОЕ МЕСТО
В начале 1945 года Исполком Ленинградского Совета передает все занимаемые Музеем Революции помещения Зимнего дворца в пользование Государственному Эрмитажу. Упакованные в деревянные ящики, экспонаты отправились покрываться пылью в Трубецкой бастион Петропавловской крепости и подсобки Мраморного дворца.
Дальнейшая судьба музея оставалась под вопросом вплоть до 1952 года, когда властями города было принято решение изменить профиль учреждения, преобразив его в Музей Великой Октябрьской социалистической революции.
Начавшаяся с приходом к власти Н. С. Хрущева пора «оттепели» способствовала возрождению музея. В 1954 году он наконец обретает свое пристанище на Петропавловской стороне — в его распоряжение поступают два архитектурных памятника в стиле модерн — особняки балерины М. Ф. Кшесинской и лесопромышленника В. Э. Бранта.
Коллектив музейных работников пополняется талантливыми молодыми выпускниками исторического факультета Ленинградского университета.
ВСЕ О РЕВОЛЮЦИИ
Вслед за переименованием музея последовала смена концепции. Главенствующей темой становится Октябрьская революция, осуществленная Коммунистической партией под руководством В. И. Ленина. Около шести тысяч экспонатов отражали историю подготовки и совершения Октябрьской революции и период социалистического строительства в СССР.
Вновь открытый музей принял первых посетителей 5 ноября 1957 года.
На протяжении 1960-1970 годов коллекции музея активно пополняются свидетельствами об успехах развития народного хозяйства, трудовых подвигах советского народа на Всероссийских ударных стройках, строительстве БАМа, Ленинградской атомной электростанции, Волжском автомобильном заводе, о достижениях в области науки и культуры. Была сформирована коллекция материалов С. П. Королева, И. В. Курчатова, Ю. А. Гагарина, В. В. Терешковой.
В 1972 году после получения статуса филиала Центрального музея Революции СССР к музею переходит деревянное здание бывшей Удельной районной Думы, в котором некогда принималось историческое решение о вооруженном восстании в Петрограде. В 1975 году Мемориальный музей-кабинет Ф. Э. Дзержинского в здании на Гороховой, 2, также становится частью Музея Революции.
5 ноября 1987 года накануне 70-летия Октябрьской революции открывается грандиозная экспозиция, оснащенная по последнему слову науки и техники. Просуществовала она, однако, недолго, быстро потеряв свою актуальность на фоне начавшейся перестройки и падения Берлинской стены, ставших для страны предвестниками совершенно новой эпохи.
МУЗЕЙ МЕНЯЕТ ИМЯ
14 августа 1991 года, за несколько дней до попытки путча, музей был переименован в Государственный музей политической истории России. Открывшаяся вслед за этим выставка под громким названием «Демократия или диктатура?» ознаменовала очередное его перерождение.
Еще недавно запрещенные самиздат, записи андеграундных музыкантов, транспаранты оппозиционных митингов поступали в музей практически прямиком с улиц и становились его экспонатами. Сформировались целые кол-лекции на «гулаговскую» и «диссидентскую» темы. На протяжении 1990-х годов сотрудники музея кропотливо собирали материалы о вооруженных конфликтах на территории бывшего Советского Союза.
Сейчас музей политической истории России — это собрание свидетельств многовековой политической жизни России. Только факты и разные точки зрения на ту или иную эпоху в контексте разных людей и разных исторических периодов.
Полина ГОЛОЩАПОВА
КОЕ-ЧТО О МАТИЛЬДЕ
Отдельного упоминания заслуживает не только элегантный особняк на улице Куйбышева, построенный архитектором А. И.фон Гогеном для примы‑балерины Кшесинской, ставший теперь главным зданием Музея политической истории России, но и сама его бывшая владелица.
Матильда Феликсовна Кшесинская — удивительной судьбы женщина, прима-балерина Мариинского театра, фея Драже в «Щелкунчике» и Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», она была фавориткой цесаревича Николая Александровича до его помолвки с будущей императрицей Алисой Гессенской, а затем стала женой великого князя Андрея Владимировича. Участвовала в «Русских сезонах» в Лондоне и, из уже советской России, иммигрировала с семьей в Париж, где открыла собственную балетную студию и прожила без малого сто лет.
Василий СМИРНОВ
Культурный Петербург №9 (96) 2019