Сегодня юбилей Московского метрополитена – 85 лет!
Уже ровно через полгода, в ноябре свой юбилей отметит и метро в Петербурге – 65 лет.
15 мая 1935 года был открыт Московский метрополитен, а в 1955 запущена и первая очередь Петербургского (тогда Ленинградского) метро. Сегодня расскажу о тайном, хотя и находящемся у всех на виду, сходстве двух станций в Питере и Москве: «Привет» от станций «Красные ворота» и «Обухово».
На обеих станциях эскалаторные наклоны обрамлены особенными перспективными арочными порталами. В Москве – это оммаж Николаю Ладовскому, сделанный Алексеем Душкиным при проектировании северного вестибюля, построенного в 1954 г. Эта «пасхалка» любима и узнаваема многими москвичами.
Для петербургского метро такой приём не свойственен и встречается лишь на «Обухово» (архитекторы вестибюля Владимир Выдрин и Арон Гецкин, открыта в 1981 г.). Странно, но здесь этому приёму никем совершенно не уделяется внимания, вестибюль станции до сих пор считался непримечательным. (Даже пришлось сделать краткий рассказ для сотрудников при съёмке).
Ладовский, когда проектировал вестибюль станции Красные Ворота I-й очереди в 1934-1935 гг. в Москве, старался предъявить тектонику и перспективу тоннеля; возможно авторы «Обухово» показывали перспективу ребристого свода станции, который тематически и композиционно начинается порталом. В отличие от Москвы, внешняя большая арка здесь выполнена из анодированного под золото алюминия, усиливающего торжественность портала. Авторы обеих станций передавали ощущение уходящего вдаль пространства, и хочется верить, что этим решением ленинградцы выражали уважение и приветствие архитекторам метро Москвы.
#мосметро #mosmetro #spbmetro #москвоведение #советскаяархитектура