(Бытие 25—27)
Один человек говорил о себе, что он “ходячая гражданская война". Это сродни тому внутреннему конфликту, который ощущал человек, отправивший в федеральную тюрьму Макнил Айленд записку следующего содержания: "Джон Смит доставляет мне больше хлопот, чем кто-либо другой из всех, кого я знаю. Подпись: Джон Смит". Любой серьезный самоанализ вытащит на поверхность того врага, которого мы носим в себе. Павел очень хорошо понимал этот конфликт и признался в нем в своем известном высказывании: "Доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. ...Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое" (Рим. 7:19, 21).
Как же привести к согласию эту гражданскую войну внутреннего конфликта? Единственный путь - это абсолютная честность с Богом. Чем откровеннее мы с Богом, тем меньше нам нужно рисоваться перед Ним и перед другими. Карл Джанг назвал этого противника внутри каждого из нас нашей “тенью". Пока мы не станем открытыми, прозрачными, мы будем пытаться скрыть эту тень, чтобы понравиться другим. Джон Пауэлл считает, что мы не говорим другим, кто мы есть на самом деле, потому что боимся, что они отвернутся от нас. Мы не можем стать цельной личностью, если не научимся примирять этих двух людей внутри себя.
Стэн Мунихем так описывает трансформацию одного человека в более активного, честного и преданного христианина:
«Или иначе говоря, это все равно, что поцеловать жабу, чтобы она стала принцем. Помните эту сказку? Красивый, но самодовольный и подлый, принц обладал очень малым числом таких свойств характера, которые приличествовали бы его благородному происхождению. Колдунья превратила его в жабу, дав ему внешность, соответствующую его личности. Чары должны были развеяться только тогда, когда жабу поцелует принцесса, которая полюбит это существо и примет его таким, каким оно было в действительности».
Мунихем называет это духовное преображение “примирением со своей тенью".
РОЖДЕНИЕ И ОБМАН ИАКОВА (25:19-34)
«Вот родословная Исаака, сына Авраамова» (25:19).
Эта важная фраза встречается в Бытии несколько раз. Некоторые ученые полагают, что она является как бы заголовком для нового раздела Писания и может указывать на наличие разных дощечек, на которых Моисей писал Бытие. Божественное вдохновение не исключает возможности использования источников. Например мы знаем, что Лука использовал источники, когда писал свое Евангелие.
«Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила арамеянина из Месопотамии, сестру Лавана арамеянина» (25:20).
Иаков принадлежал к почтенному роду. Дедом Иакова был Авраам, а его родители - Исаак и Ревекка. Женитьба Исаака на Ревекке - чуть ли не самое лучшее, что когда-либо сделал Исаак. Если он, как представляется, был весьма средним человеком, то она, судя по Писанию, была деятельной, одаренной личностью, обладающей большим воображением и сильным характером. Однако жизнь ее была полна печали, потому что она не могла сделать того единственного, в чем, как считалось в те далекие времена, женщина могла реализовать себя. Она не могла иметь детей.
«И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его» (25:21).
Иногда мы молимся о чем-нибудь и бросаем после нескольких попыток. Исаак молился целых двадцать лет! Исаак знал: надо молиться с верой в то, что Бог исполнит Свое обещание даже через много лет. Надо сказать, что, бывает, люди веры могут так и не увидеть исполнения Божьих обещаний в этой, земной жизни (Евр. 11:39).
«Сыновья в утробе ее стали биться...» (25:22).
Ревекку настораживает эта непрекращающаяся борьба в ее утробе, и она обращается к Богу. Бог говорит:
«Два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» (25:23).
Соперничество между Иаковом (позже известным как Израиль) и Исавом (позже известным как Эдом) начинается уже в момент их рождения. Первенец был “весь, как кожа, косматый”, и потому его нарекают Исавом. Вслед за ним появился второй сын, ухватившись за пятку первого, точно ловя его. Это было знаком будущих событий, и второй сын получает соответствующее имя - Иаков, что значит “держащий за пятку”.
Исав становится “человеком полей”, охотником и любимцем отца. Иаков вырастает в хитрого, склонного к обману, изворотливого человека и становится любимцем матери. Далее начинается интересная история обмана:
«И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый» (25:29).
Проведя целый день на охоте, Исав приходит домой и слышит аромат приготовленного Иаковом кушанья. Голодный и не желающий ждать, пока будет готов обед, Исав позволяет чувствам взять верх.
«И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого; ибо я устал» (25:30).
Евр. 12:16, 17 называет Исава “блудником” и “нечестивцем” (чуждым всему духовному), так что можно уже ожидать, что последует дальше.
«Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство» (25:31).
Первородство означало главенство в семье и вдвое большую долю в имуществе. Оно также предполагало получение в наследство двух дополнительных вещей: обетованной земли и обетованного семени. Только сосредоточенный на духовном мог быть заинтересован в этом первородстве.
«Исав сказал: вот, я умираю; что мне в этом первородстве? ...И пренебрег Исав первородство» (25:32-34).
Исав живет ради сиюминутной удовлетворенности и пренебрегает вечным и важным. Он решает отказаться от всего, что приготовил для него Бог, и делает трагический выбор. А вот Иаков более проницателен; он видит духовную ценность первородства. Пусть обманом, но Иаков настраивается на одну частоту с Богом. Короче говоря, это, пожалуй, самая дорогая еда из всех когда-либо приготовленных. Исав потерял свое будущее, хотя, вероятно, думал, что ничего не потерял. Ради кратковременного чувства удовлетворения Исав отворачивается от Божьих планов для его жизни. Так легко судить Исава в этой части истории! Но как часто мы сами испытываем искушение проесть, пропить и продать все, что Бог имеет для нас? В чем же разница между Иаковом и Исавом? Иаков обманывает своего брата, но всем сердцем действительно хочет познать Божью волю в отношении себя. Он жаждет духовного, в то время как Исав любит просто хорошо поесть.
КАКОВ ОТЕЦ, ТАКОВ СЫН (26:1-35)
Заметьте, что акцент в этой главе делается не на Иакове, а на его отце, Исааке. Глава 27 снова будет рассказывать об Иакове. Вспомните, что главы 25—37 посвящены истории Иакова, включая важные события в его духовном становлении. Глава 26 - не путешествие куда-то в сторону, к каким-то посторонним событиям, не имеющим отношения к главной истории. Это рассказ о членах его семьи, который позволяет нам более полно понять жизнь Иакова.
«Был голод в земле...» (26:1).
Бытие часто говорит о голоде, как об испытании веры патриарха. Именно голод заставил Авраама покинуть землю Ханаанскую и отправиться в Египет. Теперь другой голод заставляет Исаака тоже направиться в сторону Египта. В духовном смысле любое бесплодное, сухое и бесполезное время, когда Бог кажется таким далеким, можно по праву назвать “голодом”. Подобно Аврааму и Исааку, мы тоже проходим через такие моменты, и они испытывают наше доверие к Богу.
«Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой я скажу тебе. Странствуй по всей земле; и Я буду с тобою, и благословлю тебя... Умножу потомство твое, как звезды небесные... благословятся в семени твоем все народы земные...» (26:2-5).
Здесь впервые в Бытии Бог разговаривает непосредственно с Исааком. Вера Исаака в Бога, вероятно, исходит из примера веры, которую он видел в Аврааме. Теперь Бог обращается прямо к Исааку и подтверждает тот завет, который Он заключил с Авраамом. Исаак не идет в Египет, как это сделал Авраам, а повинуется Богу и остается в Гераре. Исаак помнит Герар еще с детства. Здесь Авраам копал колодцы, здесь Исаак вырос, и здесь семья Исаака пользовалась уважением у филистимлян.
«Жители места того спросили о жене его, и он сказал: “это сестра моя"...» (26:7-11).
Кажется, Исаак забыл, что Бог особенным образом и лично опекает его. Он обманывает Авимелеха и его людей. Исаак скрывает правду о Ревекке, потому что боится, что они убьют его и заберут Ревекку. Его страх пересиливает веру в Божье обещание, что Он будет с ним и из его потомков произведет великий народ. Где Исаак научился так лгать? От Авраама, своего отца. Дети почти всегда решают свои проблемы так, как их родители решают свои. Это убедительный пример влияния родителей и того, как дети подражают им.
«...Авимелех, царь филистимский, посмотрев в окно, увидел, что Исаак играет с Ревеккою, женою своею» (26:8).
Выглянув в окно и проследив за Исааком, Авимелех видит, как Исаак играет с Ревеккой. Некоторые ученые полагают, что слово, переведенное как “играет" (в Современном Переводе “забавляется”), основано на имени Исаака (которое означает "он смеется”, прим. перев). Если так, то Исаак, возможно, смешил свою жену.
«И дал Авимелех повеление всему народу, сказав: кто прикоснется к сему человеку и к жене его, тот предан будет смерти» (26:11).
Как странно, что языческий царь придерживается более строгих нравственных законов, чем верующий в Бога! Авимелех выговаривает Исааку и запрещает кому бы то ни было прикасаться к его жене, потому что это было бы прелюбодеянием. Бытие ясно говорит о городах-государствах, в которых были законы, защищавшие семейные отношения и запрещавшие блуд. Неправильно думать, будто Израиль был оплотом нравственности в окружении безнравственных народов, ничего не знавших о Боге и Его жизни. Это правда, что многие хананеи отвергли Божьи пути, но некоторые народы, соприкасавшиеся с Израилем, демонстрировали более высокое чувство нравственности, чем древние патриархи. Как позже Павел скажет в Рим. 1, Божья правда стала доступной всем и везде. Авимелех обладает высоким чувством нравственности и ругает Исаака за отсутствие у него веры и моральной смелости.
«И сеял Исаак в земле той, и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь...» (26:12-35).
Исаак заново копает колодцы, на которые имеет право по договоренности между Авраамом и Авимелехом. Без сомнения, Исаак имеет все основания считать эти колодцы и окружающие земли своими. Но, хотя эти колодцы по праву принадлежат ему, он предпочитает не заявлять на них права. Когда пастухи Герара заводят ссору с пастухами Исаака, он оставляет этот колодец и называет его Есек, что значит “гонимый” или “спор" (26:20). Второй колодец тоже становится предметом разногласий, и Исаак нарекает его "Ситна", что значит “напасть" (26:21). Он проходит почти тридцать километров в сторону от Герара и называет свой новый колодец “Реховоф", что значит “простор" (26:22). Последний свой колодец он называет “Шива", что значит “клятва" (26:33).
Исаак мог бы и побороться за свои права, потому что на его стороне были все законные основания. Но он следует Божьим указаниям и вручает заботу о своих проблемах Богу.
«И они были в тягость Исааку и Ревекке» (26:35).
Безбожные браки Исава разбивают сердца его родителей. Не обременяющий себя верой и духовными вопросами, Исав берет себе в жены неверующих. Такие браки становятся главным источником огорчения для верующих родителей.
У КАЖДОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ ИАКОВА СВОЯ ТЕНЬ (27:1-46)
Часто возникает искушение поставить патриархов на более высокое место, чем то, которое им отводит Библия. Мы видим веру Авраама и забываем его обманы. Бытие описывает общечеловеческие черты характера каждого члена семьи Иакова, их теневую сторону. В следующей истории Исаак оказывается духовно несведущим, Ревекка интригует в своих интересах, Исав проявляет духовную импульсивность, а Иаков пускается на обман. Из этой истории можно вынести утешение, если понять, что Бог использовал все вышеупомянутое для осуществления Своего непостижимого провиденческого плана в древней истории.
«Когда Исаак состарился, и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава...» (27:1).
Исаак глубоко верит в Бога; в этом он истинный сын Авраама. Но вот мы видим, как под давлением своеволия его вера сдает свои позиции. Он призывает Исава к себе и пытается создать своему любимцу такую ситуацию, в какой он мог бы благословить его.
«Он сказал... приготовь мне кушанье, какое я люблю... чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру» (27:2-4).
Исаак велит Исаву пойти на охоту и приготовить его любимое блюдо, тем самым создавая момент для получения им отцовского благословения.
«Ревекка слышала, когда Исаак говорил сыну своему Исаву...» (27:5-17).
Кто-то подслушивает, что Исаак велит сделать Исаву. Этот кто-то - Ревекка. У нее тоже есть свой любимчик. И она разрабатывает план, по которому Иаков должен приготовить праздничное кушанье для слепого Исаака и одеться в одежду Исава. Козьи шкуры заставят Исаака подумать, что он благословляет Исава, волосатого сына. Для Иакова начинается длинная цепочка обманов: "Я Исав, первенец твой”. Затем: "Я сделал, как ты сказал мне". Потом: “Поешь дичи моей, чтобы ты благословил меня”. Хотя Исаак стар и слеп, он не верит ему, потому что это голос не Исава, но ощупывает козью шкуру и ощущает запах одежды Исава. Ревекка и Иаков достигают успеха в обмане Исаака.
«Он... благословил его и сказал... Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли... Да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена...» (27:27-29).
Исаак дает Иакову землю, великое обетование о семени и господство над своим братом. Древние благословения, подобные этому, были конкретными, данными раз и навсегда и обжалованию не подлежащими. Из древних письменных источников известно, что такие благословения имели законную силу, и их никоим образом нельзя было оспорить или и опровергнуть в суде.
«Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом, и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего, Исав, брат его, пришел с ловли своей...» (27:30-40).
Какая удивительная история! Только Иаков выходит, как в шатер Исаака входит Исав, будто ждал своей очереди. Он приносит свое кушанье и готов получить благословение отца. В Евр. 12:17 сказано, что Исав хочет получить свои благословения и пытается склонить Исаака к тому, чтобы тот взял свое слово обратно, но Исаак не может этого сделать. Единственное благословение, которое получил Исав, это туманное будущее: проживание вокруг Мертвого моря, добывание благ с помощью меча и жизнь под началом своего брата.
«И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его...» (27:41-46).
Зная, что Исав собирается убить ее любимца, Ревекка вновь призывает на помощь свою изобретательность и отсылает Иакова к своим родственникам, чтобы он там взял себе жену. Иаков в страхе покидает дом и бежит от своей проблемы. Ревекка больше никогда не увидит его. Позже Иакову придется столкнуться со своей тенью и научиться жить с ней в мире, но это уже другая часть истории.