Что мы знаем о родителях Л.Н.Толстого?
«Я очень любил своего отца, но не знал ещё, как сильна была эта любовь к нему до тех пор, пока он не умер», - так много лет спустя запишет писатель. В момент смерти отца ему не исполнилось ещё и девяти лет, но он хорошо помнил: «Отец был среднего роста, хорошо сложённый живой сангвиник, с приятным лицом и с всегда грустными глазами», «сангвиническая красная шея», «бодрый быстрый шаг», «бодрый, ласковый голос», «добрые красивые глаза», «грациозные, мужественные движения»… Многие черты отца и детали его биографии Толстой запечатлел в образе его тёзки – графа Николая Ильича Ростова в романе «Война и мир».
"Толстой - Простой - Ростов"... Так в черновиках будет подбирать фамилию автор.
Конечно, Николай Толстой был моложе – родился в 1795 году. Однако, как и литературный герой, рос в удивительно тёплой семейной атмосфере – кроме него, были две сестры и умерший в детстве брат. Об отце Николая Ильича я уже рассказала; мать с графиней Ростовой отождествлять не следует, но Толстой довольно точно её изобразил как бабушку в своём «Детстве».
Какое он получил образование, неизвестно, но его «формулярный список» сообщает, что Николай «по-российски, по-французски, по-немецки читать, писать умеет, математику, географию знает».
На службу Николай Толстой был зачислен в шесть лет – вопреки обычаю, не на военную., а на гражданскую, но, как и обычно, «числился в отпуску», пока чины шли. Начал служить в шестнадцать лет, а в семнадцать добровольно пошёл на военную службу: началась война.
Вступил он в полк в июне 1812 года, однако, судя по послужному списку, в кампанию 1812 года участия в военных действиях фактически не принимал. Подтверждает это и его письмо родителям от 28 декабря 1812 года: «Не бывши ещё ни разу в сражении и не имевши надежды в нём скоро быть, я видел всё то, что война имеет ужасное; я видел места, вёрст на десять засеянные телами; вы не можете представить, какое их множество по дороге от Смоленска до местечка Красное».
А вот в заграничных походах корнет Толстой прекрасно проявит себя. Он сражался под Дрезденом и Лейпцигом, был награждён «Орденом Св. Владимира 4-ой степени с бантом», после Лейпцига он уже штабс-ротмистр. Дальше было даже приключение: «Отправлен был Генералом от Кавалерии графом Витгенштейном курьером с нужными депешами к Военному Министру в город Санкт-Петербург и, возвращаясь обратно к армии, захвачен был неприятелем при местечке Сент-Оби в плен, из коего при взятии города Парижа освобождён».
В Россию Толстой вернулся в августа 1814 года, был переведён в Кавалергардский полк и назначен адъютантом к генерал-лейтенанту
А.И.Горчакову (своему родственнику). Однако прослужил там недолго. Сохранился рапорт о просьбе Горчакова перевести его адъютанта Толстого в гусарский полк: Толстой, «имея ревностное желание продолжать службу вашему императорскому величеству во фронте, не по недостаточному своему состоянию не имеет возможности продолжать служение в кавалергардском полку»
«Недостаточное состояние» Толстого было вызвано, конечно, и непомерными тратами отца, и, как говорили, большими проигрышами в карты (и это очень похоже на Николая Ростова). В 1817 году Толстой в чине майора был переведён в гусарский принца Оранского полк, а 14 марта 1819 года «по болезни» уволен в отставку с чином подполковника и уехал к родителям в Казань.
В 1821 году Николай Ильич приезжает с матерью в Москву и поступает на службу в Военно-сиротское отделение при Московском комендантском управлении на должность «смотрительского помощника» – весьма скромное место для бывшего кавалергарда.
Классический способ поправить свои дела – выгодная женитьба, и 9 июля 1822 года Николай Толстой женится на княжне Марии Николаевне Волконской (о ней я обязательно напишу подробнее). Невеста была на четыре года старше жениха и считалась очень некрасивой, но была очень богата.
Брак оказался на удивление удачным. Николай Ильич рьяно занялся хозяйством (это точно по роману: «Начав хозяйничать по необходимости, он скоро так пристрастился к хозяйству, что оно сделалось для него любимым и почти исключительным занятием»). Супруги живут в имении Марии Николаевны Ясная Поляна, где Николай Ильич заканчивает строительство большого усадебного дома, руководит посадкой сада. Он поправляет денежные дела: продав московский дом жены (семья жила в Ясной Поляне безвыездно), выкупает родовое имение, получив наследство от двоюродной сестры, покупает несколько деревень (сравним: «В три года он, не продавая именья жены, уплатил оставшиеся долги и, получив небольшое наследство после умершей кузины, заплатил и долг Пьеру. Ещё через три года, к 1820-му году, Николай так устроил свои денежные дела, что прикупил небольшое именье подле Лысых Гор и вёл переговоры о выкупе отцовского Отрадного, что составляло его любимую мечту» - разница лишь в годах).
В семье было четыре сына и дочь, вскоре после рождения которой Мария Николаевна умерла. Воспитанием детей занялась родственница Николая Ильича Т.А.Ёргольская (я подробно писала о ней здесь), в которую он когда-то был влюблён.
Отношения между отцом и детьми были самыми тёплыми. «Помню, как он приходил к нам вниз и рисовал нам картинки, которые казались нам верхом совершенства. Помню, как он заставил меня прочесть ему полюбившиеся мне и выученные мною наизусть стихи Пушкина… Его поразил, очевидно, тот пафос, с которым я произносил эти стихи, и он, прослушав меня, как-то значительно переглянулся с бывшим тут Языковым. Я понял, что он что-то хорошее видит в этом моем чтении, и был очень счастлив этим», - вспоминал Лев Николаевич.
21 июля 1837 года в Туле Николай Ильич Толстой скоропостижно скончался от «кровяного удара». Через пять дней ему исполнилось бы сорок три года…
Придав Николаю Ростову многие черты своего отца, Лев Николаевич, тем не менее, не «скопировал» его. Так, например, Николай Ростов явно уступает свой жене в интеллекте, начитанности. Николай Ильич Толстой был большим любителем чтения и собрал в своём имении хорошую библиотеку из привезённых из столицы и из-за границы книг.
Мы мало что знаем о политических взглядах Николая Ильича. Однако известно, что он был хорошо знаком со многими декабристами, в корпусе Витгенштейна сражался под Лейпцигом рядом с П.И.Пестелем, а записан в часть корнет Толстой был сразу за другим корнетом – А.С.Грибоедовым. Во всяком случае, вряд ли он мог произнести слова Николая: «Ты лучший мой друг, ты это знаешь, но, составь вы тайное общество, начни вы противодействовать правительству, какое бы оно ни было, я знаю, что мой долг повиноваться ему. И вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить — ни на секунду не задумаюсь и пойду. А там суди как хочешь».
Во всяком случае, мы знаем, что на службу Толстой не возвращался.
А о других членах семьи – в следующий раз
Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал
"Оглавление" всех статей по "Войне и миру" здесь
Навигатор по всему каналу здесь