Найти тему
VarТехник

Как в чистом поле танки с поезда снимали? Из воспоминаний советского танкиста.

Оглавление

Война дело не предсказуемое, даже в, казалось бы, безвыходной ситуации. Яркий пример – стойкость наших дедов и прадедов под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, в Крыму, на Курской дуга, Сандомирском плацдарме, в Зеелове, Балатоне… Чаще всего, новые танки и переформированные части передвигали по Ж\Д. Но как разгружали танки, если пирона для разгрузки тяжёлых машин не было?

Где и когда?

1943 год – осень. Советские войска пересекли Днепр и взяли под контроль Киев. Ответные действия со стороны немцев не заставили себя долго ждать… По плану немецкого генерального штаба, советские войска должны были должны были потерпеть сокрушительное поражение. Достигнуть этого надо было путём формирования Киевского котла и ликвидаций плацдармов. После этого, следовало закончить окружение и разделить котёл на две половины вдоль реки и методично уничтожить не малу часть советских войск.

-2

Советское командование осознавало риск и направляло южнее и севернее Киева свежие силы. В их числе была 46-я гвардейская танковая бригада, где служил знаменитый танкист Дмитрий Лоза.

Как танки с Ж\Д платформы разгружали?

46-я танковую бригаду направили к городу Фастов (южнее Киева). К тому моменту, Дмитрий Лоза получил в своё распоряжение новы М4А2 «Шерман». Из воспоминаний танкиста – танк удалось изучить очень подробно, едва ли не по винтикам.

К 3 ноября 1943 года была холодная погода, грязь застыла и «Шерманы» чувствовали себя на дорогах крайне неуверенно… Но до марш-броска ещё было далеко. Предполагалась разгрузка на пиронах Фастова, но у командования были иные планы. Эшелон с танками остановил связист 1-го Украинского фронта. Офицер отдал конверт с приказом и расписанной картой. Согласно указанию от генерального штаба, эшелон следовало разгрузить в чистом поле и совершить марш-бросок.

-3

Как вспоминал Дмитрий Фёдорович не представлял, как надо было снять «Шерманы» с платформы… Ранее, из опыта Григория Нестерова – регулировщика батальона, танки разгружали резким разворотом на 90 градусов и «газом в пол». Однако провернуть такое следовало не на Т-34, а на М4А2… Танк обладал трансмиссией, основанной на двух фрикционах и это, не позволяло резко развернуть. Для американского танка нужен был хотя бы маленький пяточёк.

-4

Выход нашёлся довольно быстро – развернуть танки, медленно ёрзая назад-вперёд. Казалось бы – всё просто, но на практике, вагон был шириной не многим шире танка, качался из стороны в сторону, а перевернуть было секундным делом. Водитель должен был чувствовать габариты танка платформы… Чтобы не утянуть соседние машины, каждый вагон отодвигался примерно на метр от состава, после чего совершался манёвр. При этом, трещали доски и скрипел металл, а когда танк становился поперёк, водитель резко давил на педаль газа и спрыгивал на железнодорожную насыпь. По итогу, несколько машин перевернулись. Водители не пострадали, а внутренние агрегаты не получили повреждений. «Шерман» ставили на гусеницы с помощью других танков, цепляя их на тросы.

Отступление.

Подобные действия не запрещались в случае экстренной необходимости. Наоборот – подобные манёвры регулярно совершались на учениях даже после войны, чтобы экипажи были готовы ко всему и могли вступить в бой с эшелону буквально в чистом поле, без подготовки к разгрузке.

-5