Май, ЕГЭ, выпускной. Вспомнилось...
Специфика работы кейтеринга ежегодно предполагает опцию общения с родителями выпускников текущего года. Представители родительских комитетов или просто наиболее активные мамы с сентября начинают запрашивать оценку бюджетов на банкет для выпускников.
Мы такие расчеты делать очень не любим, поскольку это в итоге достаточно бессмысленное занятие: требования со стороны всех надзорных органов ежегодно меняются, выпуская финальные требования ближе к дате празднования. Да и цены через 10 месяцев могут существенно измениться.
Понятно желание родителей запланировать бюджет и рассчитать суммы своих затрат, но ни разу такие ранние запросы не заканчивались реальными заказами. Чаще было удивление: так дешево? "А вот мы старшему сыну делали выпускной в кафе по рекомендации директора школы, так там было в два раза дороже. А у вас точно все хорошего качества?" У нас то точно все замечательно, просто не платим директору за рекомендации, обязательные к исполнению. Поэтому не удивляемся, что вы туда тоже пойдете с младшим сыном.
Ну, а директора школ - это отдельная песня. Не буду обсуждать их с точки зрения обучения, но они все хорошо разбираются в работе кухни, многие знают нормы и правила. Понимаешь, что они проводят там много времени, следят за процессом и снимают пробы.
За все время работы в двух десятках школ у нас была только одна в ужасном состоянии. Нет, она была нормально оборудована, но количество тараканов - это был шок! Нам пришлось поставить своего сотрудника рядом с нашими термобоксами, чтобы эти усатые не забирались внутрь.
А совершенно спокойная работница школьной кухни, которая присматривала за процессом, говорила, что это не страшно, поскольку после выпускного у них запланирован косметический ремонт, и всех тараканов потравят. Это был единственный такой случай, но мы потом долго перетряхивали наше оборудование.
Самое печальное, что директриса отчитала меня за то, что я зашел на кухню без халата. Вот, даже она, директор, всегда в халате... И с этими словами задавила очередного таракана.
Что касается самого банкета - долго выбираются блюда: посытнее, понаряднее. Блюда заказывают родители, которые обычно к самому столу не попадают. А заказываются для детей, которых сами родители накормят дома перед выходом. За стол подростки попадают ближе к полуночи, возбужденные вниманием и жаждущие продолжения праздника. Стейк из семги, мясо по-французски и жульены не являются их приоритетом.
Дальше стандартная ситуация, отличается только количеством активных участников в зависимости от района, уровня школы и достатка родителей. Выпускники празднуют дембель: в туалете или в других укромных местах начинается распитие алкоголя. Всегда. Везде. Не заметить это невозможно. Но все делают вид, что все в порядке. Пока один-два особо одаренных не упадут лицом в салат, либо какая-нибудь жидкая субстанция не начинает покидать их организм в самый неподходящий момент.
И тут почти всегда появляется яжемать: первым делом обвинить, что ее образцового ребенка накормили несвежим салатом. После объяснения, что салат ее сыночка не ел совсем, что он вообще после прихода на банкет еще не ел, но на спор выпил стакан водки, начинается убеждение всех вокруг, что сыночка не такой, он еще подросток, и не пьет. Но запах от сына говорит сам за себя.
Яжемать пытается найти виновного в том, что ее ребенка напоили насильно. Но и тут находятся свидетели/ соучастники процесса – всё добровольно… Предложение вызвать «скорую помощь» быстро её успокаивает, и она, без извинений в сторону всех оптом поочередно обвиненных, заканчивает участие себя и своего сына в торжестве.
Конечно, приятно потом получить благодарность за хорошо подготовленное мероприятие, вкусные блюда, готовность помочь заказчику по всем вопросам. Но эти ежегодно повторяющиеся случаи, даже при подготовленности к ним, отбивают все желание ими заниматься. Риск оказаться крайним в этой ситуации велик.
Хотя по-человечески этих мам жалко - столько впереди их ждет открытий.