Каждые 40 секунд совершается самоубийство. По данным ВОЗ ежегодно 800 000 человек заканчивают с собой. В России растёт количество детских самоубийств. Возраст от 15-19 лет является основной группой риска. 20% всех детских самоубийств приходится на Май.
В моей практике кризисного психолога с этим приходилось сталкиваться ежегодно. Любой суицидальный случай докладывался наверх, выезжала проверка (я был чаще в группе проверяющих) и, если это образовательное учреждение или детский дом – проводилась беседа как с местным психологом, преподавательским составом, так и со знакомыми умершего.
Основной целью таких бесед являлось: выяснить причины самоубийства, рассмотреть вариант «доведения до самоубийства», понять почему «система» упустила этот момент (был ли ребёнок записан в группу риска) и главное - провести профилактику среди класса или группы контактирующим с ребёнком, так как самоубийство – вещь заразная. И может случиться повтор на том же «участке».
У подростков может произойти самоубийство на фоне неудавшейся любви, ежедневным стрессом, связанным конфликтами в семье (например, алкоголизмом). Ощущением, что подростка никто не понимает, ему не на кого положиться, что он не оправдывает родительских надежд. Так же могут быть случаи, связанные с травлей в школе и в последнее время, набирают обороты «группы смерти» в социальных сетях.
Однажды ко мне привели подростка с запросом «проблемы в учёбе», а в беседе оказалось высокий риск суицида. Вот как определяются риски:
Низкий риск: подросток просто спрашивает о смерти. Это абсолютно нормальное явление и важно об этом поговорить, не обесценивая тему смерти и не убегая от неё. Любой человек рано или поздно начнёт это изучать. Простого диалога и своего мнения, оказывается достаточно. У ребенка появляется ощущение поддержки в данной теме.
Средний риск: подросток очень часто пребывает в стрессе. Он снижает уровень социальных контактов, становится очень раздражительным. Список того, что приносит удовольствие или радость в жизни плохо проговаривается. Список того, что приносит стресс почти на одном уровне со списком того, что радует.
Высокий риск: отсутствие друзей или того, кого подросток считает за друзей. Яркой раздражительности может и не быть, а всё перейти в апатию и безразличие. Исчезают явные собственные желания. Список, что приносит стресс разительно выше, чем список ресурсов. Ресурсов может не быть вообще. Наступают навязчивые мысли из серии «не хватает смелости это сделать».
Очень высокий риск: определяется по внезапному изменению поведения. Подросток начинает подготавливаться. Дарить личные вещи друзьям и знакомым. Продумывать план.
Я знаю, что это непростая тема, но о ней важно учиться разговаривать. Как со своими детьми, так и в обществе. Иначе подобные «группы смерти», которые вливают в подростков идеи романтизма суицидального поведения, превращая всё это в квест, могут стать авторитетнее, чем мнение любящих людей.
Профилактика суицидального риска заключается в следующем:
1) Понять, справляется ли ребёнок со своей жизнью.
Это означает, интересоваться его стрессом. На сколько он большой и критичный. Понимаю, что в некоторых случаях наладить диалог очень трудно, особенно, если он был упущен. Но иногда лучше переквалифицироваться в друга, а не в родителя. А если это сложно или противоречит каким-то принципам (чаще всего связанными с личными травмами) – обратиться к психологу.
2) Если возникает тема смерти, то поговорить о ней.
У всех она возникает. Каждый справляется с этой темой по-разному. Душевный открытый диалог может помочь подростку снять напряжение с данной темы. Понять, что он не один в ней. Что он нормальный, а не какой-то не такой. Если тема конкретно о суицидальных мыслях, что может сильно пугать, постараться понять есть ли то, что приносит радость в жизни и есть ли то, что придаёт жизни смысл. Обсудить с ним эти вопросы.
3) Проверить фантазии об ожиданиях.
Каждый ребёнок пытается оправдать ожидания родителей, даже если они не говорятся ему вслух. Поэтому ребёнок может фантазировать эти ожидания. И сильно много на себя брать, испытывая огромное чувство вины, если ожидания не выполняются. В интернете гуляет очень хорошее письмо на эту тему от отца к дочери. Прочтите его, оно тут.
Важно помнить несколько вещей: у подростков чёрно-белое восприятие мира, юношеский максимализм, высокое чувство справедливости. Все эмоции они испытывают крайней ярко, так как в них много жизни. С этими эмоциями они могут не справляться и не знать, что делать, особенно если они формируются по пограничному типу личности.
И речь может быть о жизни, а не о плохой учёбе и невозможности с ребёнком договориться. Будьте внимательны. Если неуверенны обратитесь к специалисту или позвоните на детский телефон доверия. Он бесплатный. Вас проконсультируют.