Размышления о ненасилии
"Внутренний порыв, словно поток, пронизывающий пространство, живым касанием благодетельствующий, сути не меняющий, чистоту являющий.
Касание ветра, касание плоти, касание незримого. В простоте и благости рождаются действия."
Движение в ненасилии
Часто говорится о ненасилии как о добродетели.
Но что это такое в реальности? В обществе принято считать добродетелью выполнение определённых действий. Но действия происходят — рождаются из разных мотивов. За редким исключением большинство действий делается из-за чего-то, а не просто так — без конкретной выгоды. Например, быть хорошим, добрым. Так принято, так поощряется, так используется, поскольку это кому-то нужно. Здесь желание выглядеть, достичь, расположить или бездействовать. Под бездействием понимается физическое бездействие. Но так ли бездействие или действие, которое считается внешне хорошим, соответствует реальному внутреннему состоянию человека? Не совершает ли человек насилия над собой, когда подстраивается под некую модель, образ, идею? Под ту же идею ненасилия. Можно ли таким образом достичь такую добродетель?
Во многих случаях идея и выполнение ритуала подобного лишь образу ещё не показатель ненасилия. Если бы не было страха и ответственности, всё, возможно, выглядело иначе. И честнее.
Прежде чем говорить о ненасилии, попробуем задать вопрос — что есть насилие? По внутреннему видению, насилие — это, в первую очередь, движение за счёт кого-то без его/её учёта и согласия. Оно может быть как сознательным с убеждением, что так должно быть, или хочу, и всё, так и по невнимательности, когда человек слеп или не желает видеть. И в том, и другом случае, человек чего-то не видит, не учитывает.
А когда человек слеп? Внутренне.
- Когда одержим собственным желанием, и сознание сужается в точку. Это даже меньше, чем дверной глазок.
- Когда есть убеждения, как поступать — тоже форма одержимости. Часть мира отсекается, особенно, где есть разделение на правильное/неправильное, добро/зло.
Здесь влияет отделение себя в виде непринятия, осуждения, предвзятости и отрицания.
В непринятии и отрицании невозможно видеть, так как несознательно всё, что отрицается, просто вычёркивается из поля жизни и видения. Это можно глазами смотреть, но внутренне полная бесчувственность и пустота, связанная с подавлением и даже заочным уничтожением "на входе", как говорится. По сути, часть такого мира всегда будет в слепой зоне.
Таким образом, человеку вообще сложно по-настоящему взаимодействовать, двигаться без насилия. В первую очередь, в самом себе, поскольку крайняя убеждённость и главенство одного над другим — форма я — к насилию напрямую располагает.
Теперь посмотреть проще — когда мы пытаемся что-то достичь и переделать себя, навязывая свой взгляд самому себе же. Например, стать хорошим или красивым, когда внутри кипит злость, ненависть и отвращение к самому себе. Не учитывая природы одного, насаждается образ другого. Это другое ненастоящее, так как рождено из идеи, движимое иной целью. Возможны ли жизнь здесь и понимание?..
В ненасилии нет желания что-то изменить.
В желании изменить есть действие от противного — непринятие, непозволение чему-то быть, отрицание.
В одной из основ ненасилия есть позволение. Это внутреннее согласие на все проявления жизни и бытия. Это очень глубокое внутреннее отношение, которое выражается одновременно в благости ко всему и простоте — как есть. Это непротивление. Но что же в нашем разделённом мире может двигаться с непротивлением как не сама основа жизни?
Ненасилие действительно похоже на некую основу, без которой почти немыслима жизнь.
Природа насилия и ненасилия где-то в глубине едина, примерно как слепого и зрячего. Желание быть — жить, и желание видеть. Только в одном случае это отделение и ограничение, в другом открытость и позволение.
Основной шаг к ненасилию — это понимание. Сначала понимание одинаковости.
Я хочу жить, и ты хочешь жить, я ошибаюсь, и ты ошибаешься, мне больно, и тебе может быть больно. И всему миру.
Это в желаниях, проблемах, потребностях, в боли, страданиях и… страхах. Что у всех примерно одно и то же. Через других можно открывать понимание себя, а, понимая себя, глубже понимаешь других.
Ненасилие… — это свободное движение. А свобода возможна тогда, когда есть понимание несвободы, признание всех проявлений, как светлых, так и теневых, и позволение быть самой свободе, быть другим людям и явлениям.
Ненасилие — это глубокий контакт с миром, с естеством, где одновременно открыта чувственность ко всему и присутствует лёгкость, простота. Где взаимодействие учитывает всё, с чем есть соприкосновение, к чему сопричастен.
Ненасилие — это не результат действия. Это основа движения. Движение, которое позволяет и продолжает себя, не меняя сути других.
"…Закрытый цветок, рождённый в неволе, с небесным желанием тянется к солнцу, что к богу…
в надежде, что примут, как есть, где можно открыть свой внутренний мир, почувствовать жизнь и снова цвести…"