Доброго дня, уважаемые читатели. Перед тем, как перейти к изучению различных модальных ладов, коих не мало, предлагаю вам на пробу несколько вариантов, как можно выучить состав ладов.
Первый вариант, очевидный – просто запомнить. Сидеть и заучивать очередность тонов-полутонов, может, используя какие-то ассоциации и мнемоники. Так, например гамму натурального минора – Т-П-Т-Т-П-Т-Т – я запоминал через ассоциацию с табуном топающих лошадей: топот топот тон. Для первых, базовых, ладов, конечно, так и следует сделать. Но как запомнить полтора десятка?
Вариант второй и, на самом деле, он обязательный – это слушать. Слушать, играть, потом снова играть и снова слушать. Наш слух – это вполне себе «тренируемая мышца», и ее нужно постоянно прокачивать, если хотим расти в музыке и теории. Ищите примеры тех иных ладов в музыке, играйте сами. Со временем, характерные для ладов оттенки слух начнет выделять и опознавать автоматом.
А для запоминания тонов-полутонов есть третий вариант.
Семиступенные лады – семь ступеней + финалис, звук, завершающий гамму и идентичный тонике. Всего восемь нот, которые можно разделить на две группы по четыре. На примере натурального До-мажора, C D E F G A B C, в первой группе ноты C D E F располагаются в пределах одной кварты (C-F). И во второй части G A B C – также в пределах кварты (G-С). Поэтому такие отрезки называются тетрахордами.
Расстояния в полутонах в первом тетрахорде: C D E F – Т-Т-П. Во втором: G A B C – Т-Т-П. Это два одинаковых тетрахорда, которые разделены большой секундой, одним целым тоном. Октаву в целом можно интерпретировать как две кварты + тон.
На практике это означает, что для того, чтобы выучить мажорный лад, нам нужно запомнить только один тетрахорд: Тоника-ТОН-ТОН-ПОЛТУОН. Затем, сохраняя устойчивое сочетание Тоника-Квинта, I-V ступени (таким образом мы получим +тон от последней ноты тетрахорда), повторить этот тетрахорд еще раз.
Логично, что используя тон и полутон, четыре ноты можно пройти тремя путями.
Соединяя различные варианты тетрахордов, можно получить различные лады. Так, например, соединив второй и первый (минор+мажор), мы получим гамму мелодического минора: Т-П-Т-Т-Т-Т-П. Все лады с мажорным первым тетрахордом будут иметь мажорное наклонение в целом, с минорным первым – минорное.
Лады, включающие в себя полуторатоновые интервалы, гармонические, появились позже. А изначально, таким способом для составления и запоминания разных ладов пользовались еще древние греки. Именно из их культуры выросла современная музыкальная теория и многими приемами мы пользуемся до сих пор. Таким образом, мы плавно пришли к греческим модальным ладам, или, как их еще называют, ладам народной музыки. И именно их начнем изучать в следующей статье.
Если вам понравился материал, поставьте «лайк» иподписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи. Это поможет и продвижению канала. Если возникли какие-то вопросы, то с удовольствием отвечу на них в комментариях.