- Наш спутник! Наш спутник в небе! - По взлетной полосе бежал высокий парень. Счастливый и довольный, он подбегал к каждой учебной группе и радостно рассказывал первые подробности, которые пронеслись по военным каналам связи. - Наконец-то, свершилось: наш спутник отделился от ракеты.
Приближались очередные для Юрия Гагарина выпускные экзамены. Весь набор 1957 года рассредоточился по звеньям и обговаривал тактику и стратегию воздушного боя, летчики уточняли учебные задания, командиры отдавали приказы.
Обстановка на аэродроме 769-го истребительного авиационного полка 122-ой истребительной авиационной дивизии ВВС Северного флота походила на муравейник. С первого взгляда движение казалось хаотичным и беспорядочным. Но, присмотревшись, понимаешь: солдаты действовали четко и слаженно, дружно выполняли поставленные учебные и тренировочные задачи.
- Наш спутник выведен на орбиту! - Высокий сержант подбежал к звену, в котором находился старший сержант Юрий Гагарин и, не забыв отдать честь, улыбнулся. - Только что передали! Мы обогнали американцев!
То, что в будущем назовут "космической гонкой" начиналось как мирный спор двух сверхдержав, даже двух миров: капиталистической Америки и социалистического Советского Союза. У рабочих обеих стран не было неприязни, они расценивали состязание военных и ученых как спортивное. Ведь результат этого соревнования принадлежал всему Человечеству.
Летчики бросились наперебой расспрашивать сержанта о подробностях. Невероятные новости вскружили им голову. То, о чем писали мировые и советские газеты и журналы, что предрекали ученные, свершилось.
Советский Союз оказался победителем, вновь доказал всему миру превосходство социалистического пути и верность направления, которое задал Ленин. Никто из летчиков, да и мало, кто во всем Союзе, сомневался, что эта победа - достижение не только советских ученых, сколько победа социализма.
Вечером 4 октября 1957 года, вернувшись с аэродрома, летчики, не раздеваясь, бросились в ленинскую комнату, к радиоприемнику. Ребята жадно вслушивались в красивый грудной голос диктора, который рассказывал последние новости о движении "первенца мировой космонавтики".
Под чарующий голос диктора, Юрий Гагарин закрыл глаза и улыбнулся, воображая, как первый искусственный спутник Земли выходит в космос, отделяется от мощной ракеты - носителя и выходит на заданную траекторию орбиты.
- Это невероятно! - С улыбкой прошептал Гагарин. - Просто фантастика!
- Не впечатляйся, старший сержант, - с едкой ухмылкой сказал Дьяков. Он прославился обывательскими и полными ворчания разговорами, поэтому другие летчики редко общались с ним на отвлеченные темы. А вот в полете сержант Дьяков зарекомендовал себя блестяще. - Почему все так обрадовались? Жили мы без спутника раньше, да и жили бы дальше. К чему столько усилий вкладывать? Он что, свиней откормить поможет, или пшеницу убрать?
- Так можно и про телеграф сказать, - покачал головой Гагарин. - Жили же как-то люди до его изобретения, вот и жили бы дальше. Да и про все изобретения и достижения так сказать можно. Копали наши далекие предки палками - копалками землю, вот и копали бы дальше!
- Ты сравнил! - Рассмеялся Дьяков. - Трактор и какую-то железку. Там аппаратуры на два рубля, дороже выводить на орбиту.
- Так-то оно так, - вмешался в спор Коля Репин. - Да только это не просто "железка", это прорыв.
Летчики замолчали, - по радио прозвучал репортаж с последними новостями о "ПС-1", как его назвали при запуске. "Простейший Спутник - 1". Уже потом советские газеты сократят название до "Спутник-1".
- Что же будет дальше?
- Еще одну железку запустят, побольше. - Тем же тоном ответил Дьяков.
- Лет через десять - пятнадцать, - не обращая на товарища внимания, произнес Валентин Злобин, с которым у Юрия Гагарина сложились теплые дружеские отношения. - Человек окажется в космосе. Представляете, какое это будет достижение. А там и до других планет останется один шаг.
- Полетит-то полетит, - подхватил Николай Репин. - Вот только кто?
Каждый представил, как первым в мире своими глазами увидит Землю с орбиты.
- Явно не мы, - развеял мечты Дьяков. - Мы к тому времени уже стариками будем. С годами и реакция замедлится, и острота зрения будет не та. Нет, товарищи, мы не полетим в космос.
- А так бы хотелось, - прошептал Гагарин. - Стать первым в мире человеком, который полетит в космос.
- Ракетой потруднее управлять, чем "МиГ"-ом, - рассмеялся Репин. - Наши-то машины, хоть и мощные, да не дотягивают. Переучиваться все равно придется.
Старший сержант Юрий Гагарин открыл глаза и посмотрел на друга.
- Ты прав, поэтому надо учиться.
Если Вам понравилась статья на канале Эхо Времени, - ставьте "ПАЛЕЦ ВВЕРХ" и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ