Относительно того , кто изобрел рок-н-ролл, и кто достоин быть его королем, у многих чернокожих музыкантов Соединённых Штатов есть свое мнение. Не очень комплиментарное по отношению к музыкантам белым. Появился даже термин "культурная апроприация", который , несмотря на то, что оба слова его составляющие - нейтральные, в устах чернокожего культуролога приобретает негативную окраску. Если отбросить наукообразие, то перевести на человеческий его можно так: "украденное у черных и присвоенное белыми, за что они гребут бабки лопатой, а с черными не делятся". Определенная доля правды в такой трактовке есть, хотя прямо скажем, ещё больше в ней черного расизма, который стал основным трендом афроамериканской культуры с начала 50-х годов, и по отношению к которому общество проявляет гораздо большую терпимость, чем к расизму белому; он даже именуется довольно нейтрально - "black power".
В июле 1956 года Элвис Пресли (Elvis Presley) записал песню Hound Dog , которая надолго станет его визитной карточкой. Элвис, которому исполнился 21 год, уже был на пути к тому, чтобы стать звездой. Но Hound Dog просто унесла его в стратосферу: песня была одновременно на вершине хит-парадов кантри и R&B, оставаясь на первом месте в поп-чартах в течение 11 недель. Было бы продано более 10 миллионов пластинок по всему миру - цифра, которая по-прежнему впечатляет, даже по стандартам 21-го века. Ее феноменальный успех закрепил место Элвиса как крупнейшей фигуры в рок-н-ролле, а также сделал его очень обеспеченным парнем.
Однако, Пресли не был первым исполнителем Hound Dog . Впервые она был записана четырьмя годами ранее Биг Мамой Торнтон (Big Mama Thornton) , чернокожей певицей из Алабамы. Это была вполне успешная работа для нее в то время, но далеко не в такой мере как у Элвиса.
Торнтон была известной блюзовой певицей, которая выступала в 50-х и 60-х с такими музыкантами, как Muddy Waters и BB King.
Пик карьеры Уилли Мэй Торнтон пришелся на начало 50-х, и Hound Dog была одной из самых известных ее песен ( продано около 500 000 копий), и после этого, она уже не достигала такого уровня.
Биг Мама умерла в возрасте 57 лет в 1984 году от последствий длительного алкоголизма, так и не получив того признания, которого заслуживала. И хотя Hound Dog изначально была записана ею, но мир сегодня помнит ее в основном в исполнении белого парня Элвиса.
Этот пример часто используется , когда Элвиса хотят обвинить в "присвоении" черной музыки.
Почему он считается отцом рок-н-ролльной музыки, когда он ее не изобрел? Почему именно белому парню позволили популяризировать жанр, в котором чернокожие американцы играли годами, и в результате он стал одним из самых богатых людей в шоу-бизнесе ? Очевидно, что "культурная апроприация" налицо: Элвис явно украл музыку из черной культуры того времени, выдал ее за свою собственную, и сам получил огромную прибыль.
Обычно, в ответ на это, культурологи другого лагеря начинают робко оправдываться в том ключе, что рок-н-ролл есть ускоренная версия традиционного блюза, который в свою очередь имеет не только чёрные корни, что блюз всегда исполнялся на европейских музыкальных инструментах: гитарах и губных гармошках, что зачастую распределение в жанры "блюз", "кантри" шло у звукозаписывающих компаний просто на основании цвета кожи исполнителя..В конце концов, сама Hound Dog была написана вовсе не черными, а двумя молодыми евреями Джерри Лейбером и Майклом Столлером .
Все это тоже имеет основания , но приводить такого рода доводы - это все равно означает поддерживать дискуссию в рамках заданной парадигмы "культурного присвоения" только с обратным знаком.
Давайте взглянем на вопрос с другой стороны. Для начала сравним обе версии песни : в исполнении Биг Мамы Торнтон и Элвиса.
Если бы я твердо не знал , что это одна и та же песня , то с трудом признал сходство: не только из-за разной манеры исполнения, но и из-за различного мелодического рисунка.
У Биг Мамы - традиционный ритм-энд-блюз, вязкий, "качающий", в котором "блюза" больше чем "ритма". У Элвиса это быстрый, танцевальный хит. Практически ничего общего нет между этими вариантами, и если Пресли что-то и позаимствовал, то вовсе не у Биг Мамы Торнтон.
На самом деле Элвис использовал псню в том виде, в котором она была переработана в начале 1955 года группой "Freddy Bell and Bellboys", с теми же словами, темпом и похожей аранжировкой.
Фредди Белл и его мальчики-колокольчики довольно сильно оттюнинговали первоначальную версию. Изменения в тексте превратили ее в шуточную, что вызвало даже раздражение авторов: Джери Либер выразился об этом так:
..Я вообще не понял этой фигни. Песня была вовсе не про собаку, а про жиголо-халявщика ...
Элвис услышал вариант Фредди Белла на своих первых гастролях в Лас-Вегасе, в казино Sands , где Freddy Bell and Bellboys были резидентами. Исследователи жизни и творчества Элвиса утверждают, что с версией в исполнении Биг Мамы Торнтон он также был к тому времени знаком, и она даже была в его коллекции пластинок, но именно вариант Фредди Белла привел его в неописуемый восторг.
Он слушал его несколько раз, после чего обратился к Беллу за разрешением записать его. Белл согласился , и даже подарил Элвису пластинку с синглом.
Позже, сам Белл скажет об этом :
Полковник Паркер ( менеджер Пресли) пообещал мне , что за эту песню он пригласит нас в следующий тур Элвиса разогревающей группой. Но слова он не сдержал ..
В другом интервью он также саркастично заметил:
Я хочу надеяться , что моя музыкальная карьера интересна не только тем что я передал Hound Dog Элвису.
Если мы сравним все три варианта песни, то увидим что Элвис это золотая середина между "черным" и "белым", своего рода "кофе с молоком". Судя по всему, в этом и кроется разгадка того, почему Hound Dog выстрелила именно в его исполнении.
Черную музыку в неразбавленном виде глубинная Америка была употреблять ещё не готова. И дело здесь не только в расизме и сегрегации. Несмотря на то, что с начала двадцатого века негритянская волна оказывала сильное влияние на американский культурный ландшафт, в целом для подавляющей части американцев, черная музыка продолжала оставаться чуждой: слишком "животной", "неприличной", "утомительно шумной". Многие американские музыковеды считают, что такое ее восприятие сохранялось до 80-х годов, вплоть до появления Майкла Джексона, который стал первой универсальной "межрасовой" звездой.
Так что Элвис Пресли - это вовсе не воришка, присвоивший негритянское богатство, а исполнитель , благодаря которому черная культура сделала очередной огромный шаг навстречу массовому потребителю.
Вот такой культурный парадокс.
#elvis presley #big mama thornton #hound dog
Также по теме вы можете почитать :