Найти в Дзене
Русская служба новостей 💼

Президент ЕЕК Вячеслав Моше Кантор о том, в каких странах наблюдается самый высокий уровень антисемитизма

Оглавление

В конце апреля 2020 года Центр Кантора по изучению современного европейского еврейства обнародовал очередной доклад об уровне антисемитизма в мире.

Подобные доклады эксперты Центра кантора готовят каждый год, основываясь на статистических данных из открытых источников, а также исследованиях и опросах самых разных структур касаемо проявлений антисемитизма, преступлений на его почве и в целом влияния антисемитизма на жизнь евреев в мире.

Уже по итогам 2018 года президент Европейского еврейского конгресса (ЕЕК), а также основатель Центра Кантора Вячеслав Моше Кантор назвал уровень антисемитизма в мире критическим.

Главная негативная тенденция, которая прослеживается – это, разумеется, неукоснительный рост числа случаев проявления антисемитизма, который начался после периода 2-15-2017 годов, отмеченных как раз снижением случаев насильственного проявления антисемитизма и в целом числа преступлений на его почве.

Однако это снижение длилось недолго, и вот уже по итогам как 2018, так и 2019 года эксперты, в том числе и Моше Кантор, наблюдают, как антисемитизм с проявлением насилия растёт от года к году во многих странах мира.

На пороге кризиса

В целом, если в 2018 году число преступлений, связанных с антисемитизмом, а также случаев его насильственного проявления выросло на 13%, то уже в 2019 году этот рост составил 18%.

Вячеслав Кантор считает, что ситуация в перспективе станет только хуже – намечающийся и даже уже начинающийся экономический и социальный кризис, связанный с пандемией и сопутствующими ей экономическими проблемами наверняка скажется на общем росте уровня напряжённости в обществе и, как следствие, спровоцирует рост экстремизма и ксенофобии.

Всего за 2019 год Центр Кантора зафиксировал 456 случаев особенно тяжёлого проявления антисемитизма, с применением насилия относительно мирных граждан. 169 человек стали жертвами прямых физических нападений, в том числе и с применением оружия.

Как отмечают специалисты Центра Кантора, особенно тревожно то, что подобные нападения совершаются чаще всего в общественных местах, таких как улицы, школы, территории вблизи еврейских учреждений и организаций, в синагогах и так далее.

Относительно новое, но уже пугающее явление, которое было зафиксировано ещё в 2018 году во Франции – нападения на евреев в их собственных домах и квартирах – также получило своё развитие и стало частью антисемитской статистики.

Что касается распределения случаев по странам, то, как отметили специалисты и Вячеслав Моше Кантор, печальными рекордсменами стали Великобритания и США, где было зафиксировано более ста насильственных инцидентов на почве антисемитизма; следуют за ними Франция и Германия, где также проблема антисемитизма стоит достаточно остро в последние годы.

При этом сами эксперты, в том числе и Вячеслав Кантор, признают, что составить полноценную и объективную картину уровня антисемитизма в мире сложно – нередко о подобных инцидентах не становится известно официальным органам власти, а жертвы антисемитизма не заявляют о нападениях и оскорблениях в правоохранительные органы.

Так, по данным Агентства ЕС по основным правам, около 75% подобных инцидентов в Евросоюзе остаются незарегистрированными и неучтёнными в официальной статистике.

Германия: от кибератак до теракта

Несмотря на то, что в Германии за последнее время не зафиксировано столь много насильственных проявлений антисемитизма, по ненасильственным его формам по итогам 2019 года страна заняла первое место – 1839 случаев зафиксировали эксперты Центра Кантора, с Великобританией на втором месте.

Прежде всего это связано с активизацией деятельности экстремистских и ультраправых сил в информационном пространстве, особенно – в сети интернет.

-2

В какой-то степени эта активизация ненависти в интернете стала причиной и одного из самых громких случаев антисемитских преступлений в 2019 году – а именно теракта в Галле, где злоумышленник, вооружившись огнестрельным оружием и зажигательными снарядами напал на синагогу в ходе проходившей там службы с намерением не только совершить массовый расстрел, но и транслировать всё это в интернет.

Как отметил Вячеслав Моше Кантор, комментируя это преступление в 2019 году, решающую роль в предотвращении массовых жертв сыграли грамотные действия службы безопасности синагоги – охрана успела закрыть и заблокировать двери в синагогу, тем самым не допустив преступника внутрь.

Однако преисполненный ненависти и уже настроенный на совершение преступления злоумышленник открыл огонь по случайным прохожим, в результате чего жертвами теракта всё же стали два человека. Особенный цинизм преступления заключался в том, подчеркнул Моше Кантор, что оно было запланировано на день праздника Йом-Киппур – священного для евреев.

По мнению Вячеслава Кантора, уже сам факт того, что в свой священный праздник евреи становятся объектами для потенциального убийства и расстрела, должно вызвать ужас и возмущение не только еврейского сообщества, но всего цивилизованного общества в мире.

Так и произошло: по итогам расследования теракта в Галле в Европарламенте была даже созвана специальная конференция, посвящённая проблеме борьбы с антисемитизмом в Европе, который очевидно приобретает всё более бесчеловечные и опасные формы.

Вячеслав Моше Кантор, выступая на конференции, подчеркнул тезис, который утверждает уже на протяжении многих лет: а именно, что антисемитизм нельзя рассматривать и отметать как проблему исключительно евреев. События в Галле, где жертвами преступника-антисемита стали случайные прохожие, показывают, что ненависть несёт угрозу абсолютно всем.

«Когда на евреев нападают на улицах только из-за того, что они евреи – это по сути покушение на демократические ценности, закон и исполнительную власть», - отметил Вячеслав Моше Кантор.

США: массовые расстрелы как отличительная черта

Ситуация с антисемитизмом в США вызывает особенное внимание Вячеслава Моше Кантора и экспертов Центра Кантора, поскольку ещё недавно Соединённые Штаты входили в число стран, где ситуация для евреев с точки зрения безопасности и нетерпимости казалась благоприятной и безопасной.

Всё изменилось в последние пару лет, и вот уже сегодня Моше Кантор вынужден признать, что уровень антисемитизма в США приближается к европейскому.

Относительно новое явление, которое получило распространение именно в США и которое во многом определило ту самую негативную коннотацию, с которой о стране говорят в рамках ситуации с антисемитизмом, стала череда массовых расстрелов на почве антисемитизма с многочисленными жертвами. Как показывают расследования, во многом такие преступления вдохновлены прежде всего идеологиями крайне правого и экстремистского толка.

В частности, даже в самих США отмечают буквально лавинообразный рост проявлений антисемитизма в интернете, в последнее время это напрямую связано с текущим кризисом и пандемией.

Как отмечал и Вячеслав Моше Кантор, евреи нередко становятся первыми объектами ненависти и теорий заговоров, как только речь заходит о каких бы то ни было кризисах, и настоящая ситуация не стала исключением. 

Впрочем, отмечает Моше Кантор, ситуация в США стала ухудшаться задолго до наступления кризиса 2020 года. В частности, уже по итогам 2018 года страна заняла лидирующее место по числу жертв от антисемитизма и случаев проявления насилия на его почве.

Во многом это произошло «благодаря» громкому внутреннему теракту – а именно нападению на синагогу в Питтсбурге, когда жертвами вооружённого антисемита стали 11 человек. Кантор тогда выступил с осуждением этой ситуации, а также с общим предложением уделить самое пристальное внимание вопросу обеспечения безопасности синагог и общинных центров еврейских общин.

На первый взгляд, это увещевание было воспринято серьёзно, и американские власти пообещали предпринять все необходимые меры, чтобы этого не повторилось. Однако спустя всего полгода аналогичное нападение было совершено на синагогу в Калифорнии – тогда, благодаря присутствию в синагоге двух военнослужащих, а также самоотверженности местного раввина, удалось избежать многочисленных жертв, однако сам тренд уже был зафиксировано.

Всё это происходило на фоне роста антисемитизма в информационном пространстве, отмечает Вячеслав Моше Кантор.

В частности, Кантор напомнил, что примерно в то же время была опубликована возмутительная карикатура New York Times, направленная против премьера Израиля, но изобиловавшая такими откровенными антисемитскими выпадами и стереотипами, что возмутила всё еврейское сообщество и превратилась в карикатуру на целый народ.

Подобные происшествия, убеждён Вячеслав Моше Кантор, свидетельствуют прежде всего о том, что антисемитизм становится частью общественного дискурса, и чем чаще будет происходить подобное, чем менее широкий резонанс это будет вызывать, тем более нормальным и допустимым будет казаться антисемитизм в информационном пространстве.

А от подобных проявлений, уверен Вячеслав Кантор, уже рукой подать до реальной физической угрозы, что и подтвердили случаи расстрела посетителей синагог. Злоумышленники и прежде позволяли себе оскорбления евреев в сети и антисемитские высказывания, однако со временем перешли от слов к действию.

Франция: антисемитизм не ослабевает

Ситуация с антисемитизмом во Франции остаётся напряжённой на протяжении многих лет, даже несмотря на те усилия, что предпринимают официальные власти. Всё новые антисемитские инциденты заставляют законодателей идти на новые и новые меры.

В частности, в 2019 году здесь был принят закон о приравнивании антисионизма и антисемитизма, что со своей стороны приветствовал Вячеслав Моше Кантор. Как утверждает Кантор, антисионизм нередко используется именно в информационном пространстве и политическом дискурсе как прикрытие для антисемитизма.

Всё это произошло на фоне целой волны антисемитских инцидентов, включая вопиющие случаи вандализма и открытые оскорбления людей еврейского происхождения, в том числе таких выдающихся, как французский философ Ален Финкелькраут, которого один из участников движения «жёлтых жилетов» прилюдно назвал «грязным сионистом».

По мнению Вячеслава Моше Кантора, необходимо чётко разграничивать критику Израиля, на которую каждый имеет право, и те случаи, когда это происходит лишь как повод для выражения антисемитских взглядов.

В частности, подчеркнул Моше Кантор, слишком часто полагается, будто достаточно в оскорблении заменить слово «еврей» на «сионист», и это перестаёт быть антисемитским проявлением. Устранение этой правовой лазейки необходимо, убеждён Кантор, ведь с ней остаётся законодательная лазейка для распространения ненависти.

Что касается вандализма, то он действительно является одной из отличительных черт широкого распространения антисемитизма во Франции. Так, Вячеслав Моше Кантор назвал акты, подобные осквернению мемориальных портретов Симоны Вейль в Париже, составляющей в целом роста антисемитизма как во Франции, так и в Европе.

Особенно тревожащим Кантор считает то, что надругательствам и осквернению подвергаются мемориалы столь выдающимся людям, как госпожа Вейль – пережившая Холокост правозащитница и политик, почитаемся не только во Франции, но по всей Европе.

Однако самым громким и возмутительным антисемитским преступлением во Франции без сомнения можно считать убийство Мирей Кнолль в 2018 году, вызвавшее целую волну протестных акций и выступлений.

Выжившая в Холокосте Мирей была убита в собственной квартире на почве антисемитизма, и это убийство стало созвучно с похожим преступлением, жертвой которого – так же в собственном доме – стала пожилая еврейка Сара Халими.

Вячеслав Моше Кантор, комментируя произошедшее, отметил, что во Франции происходит слишком много убийств и покушений именно на евреев, чтобы это можно было считать единичными случаями или обычными преступлениями, не имеющими отношения к антисемитизму.

«Это убийство не должно просто шокировать нас, - заявил Вячеслав Кантор в 2018 году, - оно должно послужить окончательным сигналом тревоги и побудить делать больше для защиты не только еврейских общин и организаций, но и всех, кому угрожает опасность». 

Одним из главных последствий этого преступления, что отметили в дальнейшем многие исследователи и эксперты, стала утрата евреями веры в собственную безопасность даже в своих домах, а также в том, что официальные власти и правоохранительные органы способны эту безопасность обеспечить.

Как отмечал впоследствии Вячеслав Моше Кантор, это сказалось и на общем настроении евреев в будущем, а также на том, что в опросах и исследованиях общественного мнения всё больше евреев говорят о готовности покинуть Европу, поскольку не ощущают себя в безопасности перед лицом растущего антисемитизма.

Великобритания: отголоски политического кризиса

В Великобритании ситуацию с антисемитизмом, по мнению экспертов, во многом определяет текущая политическая ситуация. В частности, речь идёт об общем обострении изоляционистских и националистических идей на фоне Брекзита, а также росте популярности более радикальных и правых политических сил.

Несмотря на то, что Великобритания была первой страной ЕС, которая на государственном уровне приняла у себя официальное единое рабочее определение антисемитизма (за что Вячеслав Моше Кантор высказывал свою признательность властям Британии и призывал остальные страны ЕС последовать её примеру), далеко не во всех сферах это определение нашло своё применение.

Так, Вячеслав Моше Кантор от лица Европейского еврейского конгресса немало подчёркивал двоякость ситуации с одобрением определения Лейбористской партией, члены которой прежде нередко становились центром расистских и антисемитских скандалов.

Так, в устав партии определение сначала было включено не в полном формате, а позднее было сопровождено пояснениями и комментариями, которые, на взгляд ЕЕК и Вячеслава Моше Кантора, являлись излишними и ставящими под сомнение цели Международного Альянса в память о Холокосте, эксперты которого в своё время и разработали определение.

Свою долю скандалов, связанных с нетерпимостью, вносят и английские (впрочем, не только английские) футбольные фанаты, которые нередко подвергались критике, в том числе и от своих клубов, за антисемитские и ксенофобские лозунги, песни и в целом за агрессию относительно представителей других народов и стран.

По мнению Вячеслава Моше Кантора, спорт в целом должен быть свободен от предрассудков и нетерпимости, и особенно недопустимы песни и лозунги, которые напрямую содержат призывы к геноциду.