Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Гулящая" (СССР, 1961): "дурная театральщина"?

Гулящая. СССР, 1961. Режиссер Иван Кавалеридзе. Сценарист Надежда Капельгородская (по мотивам одноименного романа Панаса Мирного). Актеры: Людмила Гурченко, Рита Гладунко, Николай Козленко, Василий Векшин и др. 27,8 миллионов зрителей за первый год демонстрации.

-2

Режиссер Иван Кавалеридзе (1887-1978) поставил девять полнометражных игровых фильма, но только «Гулящей» удалось войти в тысячу самых кассовых советских кинолент.

-3

Советская публика начала 1960-х, видимо, польстилась на название этого фильма и хлынула в кинозалы. А вот кинокритики были безжалостны. К примеру, выдающийся кинокритик Виктор Дёмин резонно считал «Гулящую» «мозаично-разностильной»: «в драматургическом отношении она распалась на сценки и эпизоды, едва-едва связанные между собой», а «в художественном смысле — это смесь мотивов из одноименного романа П. Мирного с приёмами, типичными для агиток первых послереволюционных лет», сопровождаемая откровенным торжеством «дурной театральщины», где игре актеров были свойственны «наигрыш и упрощенство», «жеманная манерность и схематизм» (Демин, 1967: 94-95). Дёмин В. Людмила Гурченко // Актёры советского кино. М.: Искусство, 1967. Т. 3. С. 87-99.

-4

А вот мнения современных зрителей по поводу «Гулящей» разделились.

-5

Есть мнения восторженные: «Хорошая экранизация украинской классики! Л.Гурченко отлично справилась с главной ролью!» (Т. Никитина). «Фильм достаточно выдержанный… с блестящей игрой актеров, им подобранных, включая главные роли» (Д. Рюмин).

-6

Но гораздо больше зрителей, по-видимому, согласны с точкой зрения В. Демина: «Даже книга не кажется настолько пошлой, насколько опошлили этот фильм. Это выглядит как краткий пересказ озабоченного двоечника, который по названию понял, о чем речь. … Фильм отвратительный» (Е. Кот). «Ужасная игра Гурченко. Не ожидала такой фальши. И какая из неё Христя?» (Анжела).

-7

Любопытно, что на рубеже 1960-х и в Москве, и в Киеве решили обратиться к национальной классике, выходящей на тематику «падших женщин». Но если экранизация романа Л. Толстого «Воскресенье» (режиссер М. Швейцер) осталась в истории советского кино, то экранизация романа П. Мирного «Гулящая» осталась неким недоразумением, о котором, к примеру, Людмила Гурченко старалась никогда не упоминать…

Александр Федоров, 2020