Найти тему
Valeriya

Ловушка эмпатии. (часть 1)

Ставить себя на чужое место - это хорошо, но не тогда, когда это становится режимом по умолчанию по отношению к другим. Слишком много сочувствия может ослепить вас.

Сочувствие - это всего один момент. Способность чувствовать то, что чувствует другой человек, с точки зрения этого человека, порождает много выводов как о высшей положительной ценность и пути к более доброму (менее жестокому) миру. Школы по всей стране учат детей сопереживанию, и огромное количество книг исследуют его со всех возможных точек зрения: как его получить, почему оно делает вас лучшим человеком, как его отсутствие может породить зло.

Сочувствие возвышается мыслителями от буддийского монаха Тхиха Нхат Хонха до британского писателя Романа Кшнарича, который только что запустил онлайн-музей эмпатии, где вы можете виртуально встать на чужое место. Такие признанные ученые, как приматолог Франс де Ваал и психиатр по проблемам развития Даниэль Зигель исследуют глубокие корни эмпатии у животных и ее неотъемлемую природу у людей. Даже мир бизнеса превозносит эмпатию как способ обеспечить успех компаний и их продукции. Нас призывают исследовать наши эмпатические способности и инструктируют, как развивать их в себе и в наших детях.

Это нормально и необходимо - быть настроенным на чужие чувства, особенно когда человек очень близок к другому человеку. На самом деле, проявление (и получение) эмпатии очень важно в интимных отношениях между взрослыми людьми. "Эмпатическое понимание переживаний других людей является таким же базовым свойством человека, как и его зрение, слух, осязание, восприятие вкуса и запаха", - отметил психоаналитик Хайнц Кохут. Желание быть услышанным, известным и глубоко прочувствованным никогда не исчезает. Но когда эмпатия становится стандартным способом общения, психологическое благополучие обедняется.

Эмпатия включает в себя не только чувства, но и мысли, и охватывает двух людей - человека, к которому мы чувствуем, и наше собственное "я". Чтобы поставить себя на чужое место, мы должны найти баланс между эмоциями и мыслями и между собой и другим. В противном случае, эмпатия становится ловушкой, и мы можем чувствовать себя так, как будто нас держат в заложниках чувств других людей.

Искусство эмпатии требует уделять внимание потребностям другого человека, не жертвуя при этом своими собственными. Оно требует умственной ловкости, чтобы переключить настройку с другого человека на себя. То, что превращает эмпатию в истинный проводной акт - это то, что ее бенефициары находят внимание глубоко вознаграждающим. Это возлагает на нас обязанность знать, когда и как извлечь себя из чужого ботинка.

Признание и разделение чужого эмоционального состояния - это сложный внутренний опыт. Он призывает к самосознанию, способность различать свои собственные чувства и чувства других людей, умение принимать чужую точку зрения, способность распознавать эмоции в других, а также себя, и ноу-хау, чтобы регулировать эти чувства.

Слишком эмпатичные люди могут даже потерять способность знать, чего именно они хотят или в чём конкретно нуждаются. Они могут иметь ослабленную способность принимать решения в своих собственных интересах, испытывают физическое и психологическое истощение от отвлечения собственных чувств, и может не хватать внутренних ресурсов, чтобы дать свои лучшие, чтобы ключевые люди в их жизни чувствовали себя комфортно. Более того, бесконечное сочувствие создает уязвимость к образному освещению, в котором другой человек отрицает свою собственную реальность, чтобы утверждать свои или ее. Например, когда вы выражаете свое беспокойство своей подруге о том, что она исключена из ваших последних нескольких совместных времяпровождений.

Те, кто регулярно ставят чувства других людей выше своих собственных потребностей, часто испытывают общую тревогу или депрессию низкого уровня. Они могут описать ощущение пустоты или отчуждения, или постоянно зацикливаться на ситуациях с точки зрения другого.

Там, где сочувствие - это акт чувства к кому-то ("Мне так жаль, что вам больно"), эмпатия включает в себя ощущение с кем-то ("Я чувствую ваше разочарование"). Она также отличается от сострадания, которое является заботливым отношением к страданиям другого человека с чуть большего расстояния и часто включает в себя желание помочь.