... или про инновационный скоростной транспорт, уносящий нас в прекрасное далеко.
Уважаемые читатели! В эту ветреную среду мне внезапно захотелось набросить на вентилятор. Я тут нашел парочку отличных камушков и решил запустить в огород к Илону Маску. Однако, все по порядку.
Киньте в меня виртуальный камень, если не любите ретрофутуризм и/или продукты фантазии сумрачных технических гениев. Встречайте:
...ШАРОПОЕЗД!!!
В тридцатых годах инженер-железнодорожник Николай Ярмольчук предложил, продвинул в соответствующий наркомат (так тогда в Союзе назывались министерства, если что) и даже построил действующую уменьшенную модель инновационного не то что на тот момент, но даже и на нынешний, поезда. Вместо колесных пар в нем было по усеченному шару в начале и конце вагона, а вместо двух рельсов — один желоб, который безхитростные советские люди того времени называли лотком. А концепцию в целом, само-собой как и почти все в Союзе, назвали аббревиатурой. А вот она получилась уже и на сегодняшний лад звучной — ШЭЛТ (шаро-электро-лотковый).
Плюсы:
— Скорость 300 километров в час.
— Устойчивость на виражах и при внешних воздействиях (боковом ветре, например) из-за гироскопического эффекта.
— Офигенный футуристичный внешний вид даже сейчас, спустя 85 лет.
Минусы:
— Лотки-желоба покрывались льдом зимой, с этим надо было бороться (можно делать крышу, например, но это доп траты).
— У всех монорельсов (а ШЭЛТ, хоть и без классических рельсов, но вполне себе моно) есть проблема стрелок. На монорельсе нельзя так просто взять и быстро свернуть на соседний путь, как на путях с двумя рельсами. Нужно закладывать на перевод стрелок больше времени, а время, как известно — деньги. Механизмы нужны более громоздкие и сложные. От этого всего повышаются всяческие риски.
— Никакой интеграции в существующую инфраструктуру. Станции, пути, депо и даже ПТУ для обслуживающего персонала — все надо делать с нуля.
Итог из минусов: очень дорого.
Вот вам архивные кадры испытаний под неподходящую музыку:
К чему все это?
И причем тут “огород” Маска? В том, что идеи могут быть хорошими. Но романтиков от науки и техники постоянно останавливает суровая экономическая действительность, высоченной ледяной непреодолимой стеной встающая перед инновациями, как перед нашествием белых ходоков на юг.
Вы себе представляете объем вакуума, который нужно создать в «Гиперпетле»? На планете еще никто никогда не создавал столько безвоздушного пространства. И не потому что не умели/не могли/не хотели/не хватало изобретательской пассионарности. А потому что это очень (очень!) дорого.
В свое время самый высокоскоростной пассажирский транспорт — сверхзвуковые реактивные самолеты (французский Конкорд и советский Ту-144) прекратили полеты как раз из-за нерентабельности. Хотя на бумаге это был идеальный дальнемагистральный транспорт, по-настоящему способный быстро соединить удаленные уголки планеты.
Жаль. Такой красивый самолет, что один, что другой (потому что почти одинаковые. Но никто ни у кого не воровал, просто иначе и не спроектируешь такой транспорт).
Мойте руки, не болейте и читайте наши другие посты и канал в телеграм: t.me/black_sci
Кстати, какая болезнь сама страшная? Подсказка: речь пойдет не про коронавирус. Читайте здесь.
А еще знали ли вы, кто летал в космос до Гагарина? Узнайте.