Найти в Дзене
Книжный Бродяжка

Почему Достоевский так странно сформулировал главный вопрос Раскольникова: «Тварь ли я дрожащая?..»

Оглавление

Откуда взято это выражение?

Да из Пушкина!

Достоевский и Пушкин

Здесь такая история. Даже две.

Во-первых, все родные Федора Михайловича Достоевского очень любили, уважали и даже почитали Пушкина. Они буквально знали его произведения наизусть. Когда он погиб в 1837 году, Достоевские переживали потерю, как семейную трагедию.

Вследствие такого воспитания, писатель, наверное, был убежден, что Пушкина наизусть знают все. Ну, а уж его любимый Раскольников – точно.

Ладно, Раскольников, предположим, очень хорошо знает Пушкина, а мы? Мы изучали творчество А.С. Пушкина в школе и ничего подобного не встречали.

Да, многого мы не встречали…

Дальше будет вторая история.

Итак, во вторых…

-2

Во-вторых, любознательный Пушкин сразу же прочитал Коран, как только представилась такая возможность.

Да, Коран – священную книгу мусульман.

Тварь дрожащая и Пушкин

Не сомневайтесь, Пушкин хорошо знал Библию. И помнил библейскую легенду о том, как Господь утешал несчастную рабыню Агарь, пропадающую с маленьким сыном от жажды в пустыне. Он пообещал, что от её сына Исмаила пойдет племя исмаилитов – будущих мусульман.

К потомку Исмаила – пророку Мухаммеду - обращается Пушкин от имени Бога:

Не Я ль в день жажды напоил
Тебя пустынными водами?

Он, как профессионал, высоко оценил художественные достоинства Корана, написанного стихами.

Мало того, Пушкин был вдохновлён им. Так появился пушкинский цикл из девяти стихотворений «Подражания Корану» (1824).

В первом же его стихотворении звучит такое наставление пророку:

... Люби сирот, и мой Коран
Дрожащей твари проповедуй.

Почему Пушкин назвал «народную массу» арабов «дрожащей тварью»?

Ну, со словом «тварь» ясно. В нем 200 лет назад не было ничего оскорбительного. Наоборот, это было и есть почетно – быть творением самого Господа.

Но почему «дрожащая»? Видимо потому, что Библия (и Коран) призывает верующих иметь «страх Господень». То есть, бояться согрешить, ослушаться Бога, войти в Его немилость.

А ещё угадывается некий намек на показной «страх», вызывающий физический трепет.

Ведь как католики молятся? Сидя, обыденно.
Как молятся православные? Стоя, с достоинством.
А как молятся мусульмане? На коленях, демонстративно покорно, почти приниженно.

Здесь проглядывает некая пушкинская ирония.

Раскольников и Пушкин

«Преступление и наказание» (1866) явило нам Раскольникова.

Получается, что Родион был очень прилежным мальчиком. Начитанным.

Он не только Библию знал чуть ли не наизусть, но и Пушкина запросто цитировал. Причем, выходил далеко за рамки гимназической программы.

Пушкин по-доброму улыбается, изображая нарочито правоверных мусульман – «тварей дрожащих»: по-Божески прекрасных, по-человечески перепуганных.

А Раскольников это пушкинское выражение лексически занижает, неоднократно сравнивая «тварей» с насекомыми (вошью).

В этом проявляется его шизофренический мазохизм: я не просто рядовой обыватель, я или жалкое насекомое – или могущественный герой, сравнимый с … кем? Ну, не с Богом же!

Пойду, проверю.

Проверил.

И что?

Проходит ещё полстолетия – и Александр Блок «реабилитирует» пушкинское выражение, признаваясь:

Я – тварь дрожащая. Лучами
Озарены, коснеют сны.
Перед Твоими глубинами
Мои ничтожны глубины… (1902)

Кому признается поэт? Раз даже местоимения написано с заглавной буквы, значит – Богу.

В этом определении нет ни самоуничижения, ни гордыни, ни, тем более, мазохизма. Расставлены приоритеты: невообразимо могущественный Творец – и его совершенное творение. Только это творение – человек – сам собой управляет с переменным успехом. То удивит милосердием, то впадет в греховную глупость. Вот и дрожит: как бы Бог-Отец не наказал.

-3

Друзья! Из всего из этого какой можно сделать вывод?

Правильно: Достоевский выбрал такое странное выражения для формулирования идеи Раскольникова потому, что был пушкинистом-любителем и считал всех окружающих людей такими же поклонниками великого поэта.

«Как, вы не знаете всех произведений Пушкина наизусть? Тогда нам не о чем говорить – мы просто не поймём друг друга», - возможно, примерно так думал о нас Федор Михайлович.

А мы ничего, живем. У нас другие авторитеты.

А у вас?