Найти тему

Почему цифровая ипотека сходит с дистанции?

Программа льготной ипотеки со ставкой 6,5% годовых, запущенная по поручению президента РФ и вынужденный режим самоизоляции потенциальных покупателей жилья подтолкнули девелоперов к беспрецедентным экспериментам, в том числе оформлению ипотечных кредитов в режиме онлайн. Некоторые компании громко отрапортовали о первых бесконтактных сделках. Но массового распространения эта практика не получила, причем не только потому, что с 12 мая людям разрешили выйти на улицу.

фото Яндекс
фото Яндекс

Застройщики понимают, что снижение процентов по банковским кредитам самый беспроигрышный вариант для активизации покупательского спроса. Меры, предложенные Владимиром Путиным вполне оправданы и ожидаемы. Это видно уже сейчас, в условиях пандемии и непростой экономической ситуации. Спустя несколько часов после запуска банками новой льготной программы ипотечные сделки по ставке 6,5% были заключены не только в Москве, но и других регионах страны.

Юрий Ильин
Юрий Ильин

«Доля ипотечных продаж в апреле изменилась с прежних 65% до 75% в общей структуре продаж, – говорит Юрий Ильин, Вице-президент ПИК. – Предложенные меры, очевидно, могут оказать очень серьезную поддержку отрасли». Ранее ПИК сам начал запускать программы, повышающие доступность ипотеки. Так, в рамках акции «Берём проценты на себя» девелопер освободил клиентов от оплаты процентов по кредиту до конца 2020 года без переноса платежей не последующий периоды. Таким образом, девелоперу удалось совместить два уникальных для рынка предложения и упростить условия получения кредита, открывая перед клиентами больше возможностей для покупки недвижимости на выгодных условиях.

Но главное заключается в том, что этот процесс хотя и сдерживала самоизоляция, полностью остановить его она не смогла. Некоторые застройщики, опираясь на поддержку Сбербанка, стали предлагать кредит в режиме онлайн. Сегодня, когда карантин ослаблен и стройки возобновили работу, значительная часть граждан по-прежнему не рискует появляться в людных местах, в том числе и в отделениях банков. Вот здесь и приходит на помощь пусть короткий, но все же опыт ипотечных сделок в режиме онлайн.

Ольга Тумайкина
Ольга Тумайкина

«Обычно при ипотечной сделке наши менеджеры помогают клиентам получить одобрение банков на кредит, – рассказывает Ольга Тумайкина, коммерческий директор ГК ФСК. – Сегодня сбор необходимых документов осуществляется дистанционно. Сам кредитный договор можно оформить, связавшись непосредственно с назначенным менеджером в банке, он уже предложит наиболее удобные и подходящие варианты по оформлению. С некоторыми банками у нас есть договоренности о том, что подписание кредитного договора также может проходить без посещения клиентом банка. Менеджер банка на подписание договора выезжает домой к клиенту, соблюдая все необходимые санитарно-защитные нормы».

То есть полностью исключить контакты между людьми все равно не получается. По словам Вячеслава Приймака, руководителя направления по развитию ипотечных программ ГК «Инград», имеется несколько ограничивающих моментов.

Первое – открытие ипотечного счета и счета эскроу в банке. Хоть мы и слышали о послаблениях со стороны ЦБ, еще ни один банк не знает как открывать счета клиента без личной идентификации.

фото Яндекс
фото Яндекс

Второе – оформление нотариальных документов, дистанционно, это сделать невозможно. Есть услуга выездных нотариусов, но это на порядок дороже для покупателя и всё равно, контакт с человеком присутствует.

Третье – выпуск электронно-цифровой подписи. Пока, для выпуска ЭЦП требуется также личная идентификация (присутствие) в удостоверяющем центре, либо у оператора удостоверяющего центра, это требование закона.

Четвертое – оформление электронной закладной. Только в Сбербанке есть такая практика, остальные банки пока этого сделать не могут.

Павел Лепиш
Павел Лепиш

«Даже если все нюансы процесса оформления онлайн-ипотеки будут решены, этот продукт не сможет полностью вытеснить офлайн-сделки, – уверен Павел Лепиш, директор по продажам «ИНТЕКО», – особенно при покупке высокобюджетной недвижимости. Людям, досконально не разбирающимся во всех тонкостях работы банков, важен личный контакт и очное присутствие на сделке, поскольку в офисе банка клиент может получить ответы на все интересующие его вопросы в режиме «одного окна».

Словом, цифровизация ипотеки является важным инструментом, дополняющим традиционные методы кредитования, но вовсе не панацеей. Кроме того, в нынешней ситуации обращение к такому инструменту девелоперами может принести и потребителям, и застройщикам весомые дивиденды – ЦБ, банки, Росреестр, Нотариат в условиях пандемии и экономической нестабильности, похоже, начинают понимают, что нужно качественно двигаться в этом направлении, считает Павел Лепиш.

Подготовил Виталий Простаков

Читайте больше статей на нашем сайте Depat.info. Мы также будем Вам очень признательны, за подписку на наш канал «Девелопмент недвижимости» или рекомендацию его друзьям и знакомым в социальных сетях.